Учебная работа. 'Мягкая сила' как инструмент внешней политики Китая
‘мягкая сила’ как инструмент внешней политики Китая
Контрольная работа
«мягкая сила» как инструмент внешней политики Китая
Содержание
1. место концепции «мягкой силы» в официальной политике КНР
. Источники и инструменты «мягкой силы» КНР
. Результаты использования «мягкой силы» правительством КНР
Литература
1. место концепции «мягкой силы» в официальной политике КНР
впервые термин «мягкая сила» был представлен в политическом докладе на XVII съезде КПК. Председатель Ху Цзиньтао выдвинул следующие 4 задачи по строительству «мягкой силы» в границах построения социализма с китайской спецификой: «1)создавать систему стержневых социалистических ценностей, увеличиваться притягательные и цементирующие силы социалистической идеологии; 2) формировать гармоничную культуру, воспитывать цивилизационные нравы; 3) широко распространять национальную культуру, строить общий духовный очаг китайской нации; 4) продвигать новаторство в культуре, усиливать жизненную силу развития культуры». Главной целью в претворении в жизнь концепции «мягкой силы» является увеличение государственной силы, а также ее становление логичным элементом в общей концепции строительства социализма с китайской спецификой. Ху Цзиньтао также отметил, что для построения среднезажиточного общества «необходимо твердо руководствоваться теорией Дэн Сяопина и важными идеями тройного представительства, углубленно претворять в жизнь научную концепцию развития». Научная концепция развития является теоретически обоснованной цельной системой, в которой внимание уделяется начальной стадии в строении социализма, где важно заложить правильную базу, на которой будет строиться дальнейшая система. Более того, к 2020 году планируется выполнение задач «полного построения среднезажиточного общества», а именно Китай «как древняя цивилизованная страна с длительной историей и в то же время как крупная развивающаяся социалистическая страна станет таким государством, которое в основном проведет индустриализацию», а также станет государством с «более совершенными системами во всех областях, и где общество отличается более могучими жизненными силами». Научная концепция развития также определяет экономическое развитие как одно из основных направлений государственной жизни, понимая под этим «стратегию подъема страны средствами науки и образования, стратегию усиления силы государства за счет талантливых людей, стратегию обеспечения устойчивого развития». Еще одним важным элементом научной концепции стало понятие «гармонии». Гармония в культурной жизни, гармония между людьми, гармония между природой и человеком, а также гармонию между странами. Это во многом психологическая концепция, создающая высокую нравственную культуру всего народа. такой путь развития демонстрирует важное место «мягкой силы» в развитии Китая. Немаловажным является и то, что научная концепция развития создает духовную базу — фундамент для объединения народа. Поддерживается Идеология единства граждан с целями развития страны, формируется осознание идентичности, что во многом позволяет государству направлять энергию народа в нужное русло, тем самым создавая «самую прочную базу для способности руководить государственных лидеров».
«Мягкая сила» в китайском контексте — это основа в концепции строительства социализма с китайской спецификой, а также гармоничного общества «сяокан» — это «тот идеал, к которому издревле стремится все человечество, любой человек или любая организация». В определенном смысле идея гармоничного общества — это идеология, моральная идея, «мягкая сила» в чистом виде. Та страна, которая полностью обретет гармонию в обществе, заберет и инициативу в международных отношениях.
Еще в 1954 году после пятилетного конфликта за Тибет между Китаем и Индией было подписано соглашение под названием «Пять принципов мирного сосуществования». Индия признала Тибет частью Китая, и для закрепления дружественных отношений были сформулированы следующие пять принципов: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) Ненападение; 3) Невмешательство во внутренние дела; 4) Равенство и взаимная выгода; 5) Мирное сосуществование. В последствии эти принципы стали общемировыми нормами международных отношений, выполняющие и по сей день важную роль. Эти пять принципов создали миролюбивый образ Китая, и его стратегическая цель — это создать благоприятную международную обстановку вокруг Китая для укрепления и упрочения внутриполитической обстановки. То есть таким образом Китай «обрезает» возможность угрозы извне благодаря своему образу миролюбивой страны, тем самым перебрасывая силы на построение гармоничного общества.
Совершенно логично, что бурный рост развивающейся страны, в перспективе претендующей на позицию мировой державы, настораживает существующие мировые державы. Китай, осознавая это в полной мере, старается отвести опасения благодаря «ответственному подходу к действию», а также через применение «мягкой силы».
Что касается концепции «гармоничного мира», то она была сформулирована в 2005 году тогдашним председателем КНР Ху Цзиньтао. Достижение этой концепции в том, что «она поставила в центр внимания учет точки зрения Китая» в решении проблем международного характера. Сама идея миролюбивого, гармоничного, спокойного общества, нацеленного на внутренний рост, а не на внешнюю экспансию — «мягкая сила» в одном из лучших своих проявлений, потому что, в первую очередь, идея гармоничного мира работает через сам Китай, его внутреннюю политику и общество, развиваясь и за его пределами.
Принятию концепции предшествовали реформы. В марте 2000 года Цзян Цземинь провозгласил на третьей сессии девятого созыва ВСНП новую стратегию — глобальное развитие Китая. Эта Политика получила название «идти вовне». Политика «идти вовне» направлена на развитие внешней открытости Китая, а также был провозглашен курс на активную интеграцию в мировую экономику, политику и культуру. главная цель концепции — к 2020 году стать самой мощной мировой державой.
Существует также понятие «китайская года. Суть концепции «китайской мечты» заключается в «великом возрождении китайской нации и включении Китая в ряды передовых государств по уровню совокупной мощи». В термине «китайская чтобы вывести ее на принципиально новый уровень для создания ступени для возвышения китайской нации. В данной концепции содержится курс на «возрождение китайской нации, на улучшение образа жизни китайцев, на повышение народного благосостояния, на создание нового общества и на укрепление военной вощи и возможностей».
Отличительная черта идеологии о гармоничном обществе состоит в том, что идея «сяокан» возводит социальное строительство на те вершины, которые необходимы для строительства демократии и настоящего общества с социальной идеологией. То есть в идеологическом плане «сяокан» — это первая ступень строительства демократии. Безусловно, достижение демократии в современном китайском контексте невозможно, если иметь в виду западный образец демократии, однако, не исключено, что Поднебесная будет действовать по законам «китайской специфики» и в вопросе демократии, то есть, скорее всего, в ближайшем будущем мир может наблюдать «демократию с китайской спецификой».
Китай все больше углубляется в экономическую и политическую интеграцию, и, можно сказать, что Китай сегодня — абсолютно неотъемлемая часть современных международных отношений в любых его проявлениях. В таком ключе «мягкая сила» становится важнее «твердой силы», потому что именно благодаря «мягкой силе» Китай стал державой, способной оказывать влияние на мир. В такой ситуации была выдвинута новая концепция «строительства и развития «мягкой силы» Китая».
Китай, будучи мировой державой и страной, претендующей на позицию лидера в Азиатско-Тихоокеанском регионе, идеологически берет на себя обязанности по стабилизации мира и международных отношений. Такая обязанность для Китая становится наиболее ответственной, «когда на планете существует асимметрия в «твердой силе». То есть, согласно этой установке, Китай выступает балансирующим элементом в системе международных отношений, и «мягкая сила» — тот необходимый элемент, который будет способствовать этому равновесию.
строительство «мягкой силы» является важным моментом «увеличения международной конкурентоспособности Китая», так как использует. В китайском контексте понимание «мягкой силы» заключается также и в том, что «мягкая сила» предназначена для того, чтобы с ее помощью грамотно и мудро пользоваться и применять «твердую силу». Получается, что наращивание «мягкой силы» — это компенсация мощи «твердой силы» государства.
Китай тщательно проанализировал распад советского Союза, и выявил, что проблема распада состояла не в потере «твердой силы», то есть не в ее ослаблении, а в недоразвитости «мягкой силы». На определенной стадии СССР отказался от развития «мягкой силы», посчитав, что «твердая сила» — единственно верная. Однако новая эпоха требовала изменений, страны Запада пропагандировали свою цивилизованность, уважение прав человека, демократию и другие ценности, стремясь сделать их общемировыми. И Китай, проанализировав ошибки СССР, сделал для себя вывод, что для того, чтобы избежать ошибок Советского Союза одной лишь «твердой силы» недостаточно. ключевым выводом стало то, что «мягкая сила» помогает сглаживать острые углы как на международной арене, так и во внутренней политике государства. Страна, работающая ради «твердой силы» не может существовать вечно, необходим баланс. Китайская нация, будучи одной из древнейших цивилизаций, обладает великим культурным наследием и традициями. одной из важнейших традиций, которая сегодня служит основой «мягкой силы», — это китайская философия.
таким образом, «мягкая сила» в концепции развития Китая — логичное продолжение развития КНР. «мягкая сила» помогает реализовывать научную концепцию развития, идею гармоничного общества, а также укрепляет китайский социум, поднимая национальный и идейный дух народа, объединяет столь разнообразный народ Китая через единую цель построения демократичного общества. Во внешней политике «мягкая сила» дает еще больший результат. Благодаря ей, Китай увеличивает свое влияние на международной арене, выступая как страна, желающая развиваться мирно, без жесткого вмешательства.
2. Источники и инструменты «мягкой силы» КНР
Источниками «мягкой силы» в Китайской политике служат, как описывалось выше, концепция гармоничного мира, пять принципов мирного сосуществования и другие провозглашенные правительством курсы, которым следует вся Нация. Однако существуют и менее официальные, но значительные источники.
В последние годы Китай активно продвигает публичную дипломатию (public diplomacy). С одной стороны, публичная дипломатия — это инструмент, благодаря которому «мягкая сила» реализуется, с другой — это источник, так как через публичную дипломатию «мягкая сила» рождается.
В 2006 году канцлер Шанхайского университета Иностранных Языков Ву Йоуфу предложил идею сменить национальный символ Китая с дракона на панду. безусловно, идея вызвала много споров, однако смысл этой идеи состоял в том, что мир воспринимает Китай как страну-дракона и намерения Китая воспринимаются мировым сообществом через призму этого символа, в то время как панда смягчила бы восприятие. Это происходит потому, что международные отношения целиком проходят через призму западных понятий, и если Китай будет выражать свою позицию по правилам международного общения, он потеряет свою идентичность, и, что страшнее, китайское правительство будет критиковаться жителями Поднебесной. поэтому публичная дипломатия — важный источник и инструмент в руках китайских властей.
Публичная дипломатия — это концепция, в китайских источниках это называется «вай сюань» , то есть внешняя пропаганда. Китайская публичная дипломатия фокусируется на рекламе китайских достижений, успехов, а главная цель — поднять имидж страны в глазах мира. По сравнению с внутренней государственной пропагандой, китайскую публичную дипломатию еще нельзя назвать развитой. Дело состоит в том, что китайское правительство далеко не всегда продумывает шаги по укреплению положительного национального имиджа и совершает ошибки. Одной из них является то, что для Китая сила государства равна имиджу, то есть большую и сильную страну уважают. Основываясь на опыте СССР и современной россии, можно предположить, что это равенство идет со времен Холодной Войны и предубежденности коммунистов того времени. Однако мир меняется, и он требует более доброжелательного подхода. Имидж таких небольших стран как Швейцария, Норвегия и Швеция можно назвать идеальным при том, что это небольшие и слабые в отношении военной силы страны, однако благодаря «мягкой силе» они создали превосходную картинку своей нации. В противоположность этим странам можно поставить США и Россию, которые, несмотря на военную мощь и большую территорию жалуются далеко не всеми странами в мире.
Китайские власти уделяют много внимания росту ВВП и принимают этот рост как показатель «мягкой силы», тем не менее, «мягкая сила» не может заключаться в исключительной демонстрации высокого экономического роста, необходимо также продвигать и культуру, традиции. однако и со стороны западного мира существуют недопонимания, на которые китайскому правительству необходимо обратить внимание. К примеру, западный мир любит китайскую историю и культуру, однако не воспринимает современную китайскую культуру, которая понимается как «более политизированная». Еще один вызов для китайского правительства западный мир любит китайскую нацию, но не любит КПК и коммунизм как идеологию. Даже если некоторые предубеждения будут устранены, сама китайская иностранцами, а значит, и для публичной дипломатии.
Тем не менее, подъем Китая требует решительных действий в рамках «мягкой силы», и поэтому китайское правительство уделяет много внимания публичной дипломатии. «Китай ищет дорогу для мирного развития», для изменения международного имиджа страны, для принятия Китая миром, и эти цели приходят к свои результатам. Во-первых, быстрый подъем китайской экономики обратил на себя внимание всего мира. Благодаря этому многие страны приветствуют китайские инвестиции в свои экономики. Во-вторых, у Китая существует огромное преимущество — количество населения. Китай способен заполонить мир своими гражданами, которые будут открывать культуру Китая миру, преподавать язык и так далее. В-третьих, у Китая огромные экономические, политические и культурные ресурсы, которые в перспективе Китай сможет использовать в полной мере для эффективного функционирования публичной дипломатии. Олимпийские игры 2008 года в Пекине помогли миру узнать Китай ближе, осознать, что это уже не строго коммунистическая страна, а страна открытая, готовая к новым идеям (с поправками под китайские реалии). Тем не менее, существуют и вызовы, которые нужно преодолеть. среди этих вызовов можно выделить политическую систему, которая функционирует «по принципу демократического централизма, но дипломатическая сила Китая не централизована». проблема в том, что китайская дипломатическая система перегружена разделениями на департаменты, отделы и так далее. Получается, что система перегружена бюрократией, что серьезно затрудняет качественное ее функционирование. Также существует информационная проблема. В ведущих мировых СМИ взгляд на Китай преподносится через взгляд стран Запада, Китай не может контролировать эти мнения. Это усугубляется тем, что инициатива китайских дипломатов проявляется редко, а идеи далеко не всегда соответствуют духу времени.
Окончание Холодной Войны и распад СССР послужили серьезным толчком к переосмыслению событий, предшествующих распаду коммунистического лагеря. Китай осознал, что время требовало перемен, и поэтому были выдвинуты пять главных целей в реализации публичной дипломатии: 1)увереннее доносить до мирового сообщества установки и страны; 3)отвечать на искаженные доклады о Китае; 4)улучшать международную обстановку вокруг Китая; 5) распространять влияние на политические решения других стран.
неправильные представления о Китае «формируются через интерактивный процесс» общения Поднебесной и мирового сообщества. Международное сообщество не понимает китайскую идеологию, установки, условия жизни. Китай, в свою очередь, не уделяет должного внимания к обращениям извне и «плохо продвигает себя».
Китай, осознавая недопонимание со стороны внешнего мира, выпустил белую книгу — документ, объясняющий китайские реалии. В этой книге объясняются такие темы как права человека в Китае, проблема Тайваня, проблема Тибета, планирование семьи, права женщин, свобода вероисповедания и другие темы. такой документ помогает китайскому правительству улучшить имидж страны, тем более это важно, когда перед политикой Китая стоят такие проблемы как взаимоотношения с Индией, проблема Корейского полуострова, взаимоотношения с Вьетнамом, ситуация в Южно-Китайском море. Не менее важная проблема для Китая — это права человека, и эта тема довольно остро стоит на пути к положительному имиджу Китая. Исследовать китайской публичной дипломатии Ингрид дХугх пишет, что «публичная дипломатия не способна изменить имидж Китая до тех пор, пока в ней не соблюдаются права человека».
Проблемы и вызовы, с которыми сталкивается Китай для поднятия международного положения, требуют от китайского правительства позитивные и эффективные шаги в области публичной дипломатии. В долгосрочной перспективе перед Китаем уже стоит вызов: публичной дипломатии необходимо держать баланс между китайскими и западными ценностями. получается, что Китаю необходимо выражать себя так, чтобы его понимало международное сообщество, при этом не потерять свои истоки. Это требует более продуманной и эффективной стратегии для публичной дипломатии.
Подъем Китая достиг стадии, «когда «Сделано в Китае» трансформируется в «разработано в Китае». Эта концепция выявляет тот факт, то китайские бренды и китайская финансовая мощь — это новый виток, который необходимо осветить публичной дипломатии. публичная дипломатия выполняет три важных роли: она формирует симпатию международного сообщества , создает имидж современного Китая 21 века, прокладывает путь дальнейшему возвышению Китая. Публичная дипломатия — это путь к продвижению «мягкой силы», это ее основной инструмент.
Пекин активно субсидирует расширение присутствия китайских тем в СМИ за рубежом с целью создать «глобальную медиа-империю, чтобы сломать монополию западных СМИ». среди китайских СМИ можно выделить Агентство Синьхуа — это официальная государственная служба новостей Китая. Сегодня Синьхуа расширяет свой штат и наращивает присутствие в Интернете. И Синьхуа расширяет штаты своих существующих бюро и наращивает свое присутствие в Интернете с аудио и видео контента.
Государственный телеканал Китая, CCTV также носит глобальный характер. Он выпустил свой первый 24-часовой английский канал, CCTV International, в 2000 году и в настоящее время вещает на шести языках по всему миру.
По сравнению с другими государствами Китай обладает уникальными преимуществами в расширении «мягкой силы». Будучи одной из древнейших мировых цивилизаций, Китай может гордиться элементами своей культуры, которые распространились во Восточной и Юго-Восточной Азии. Это важный ресурс китайской «мягкой силы». Согласно Джозефу Наю, «мягкую силу в случаях, где культуры в определенном смысле похожи». Реформы после Мао Цзэдуна, экономический подъем и политика открытости создали стимулы к изучению китайского языка и культуры. один из самых популярных проектов китайских властей — это институты Конфуция в разных странах мира с миссией преподнести китайский язык и культуру принимающим странам, а также развивать дружеские отношения Китая с другими странами.
Культура — достаточно мощный источник «мягкой силы» Китая. Китайский язык (иероглифы, каллиграфия), философия, музыка, кино, Искусство, архитектура, китайская еда, китайская медицина, а также современные китайские города — все это мощные ресурсы для привлечения внимания всего мира. Единственное, чего не хватает Китаю — это единого и мощного источника, через который все эти ресурсы транслировались бы в открытый мир. Более того, китайская культурная индустрия лишь набирает обороты, и сегодня правительство Китая сфокусировалось на том, что приносит больше прибыли — на кинематографе. Китайская цензура пропускает американские блокбастеры при условии, что в картине будут присутствовать китайцы, которые сыграют не последнюю роль в помощи главному герою.
Политические ценности — еще один источник «мягкой силы». Об этих источниках говорилось выше. среди них: пять принципов мирного сосуществования, гармоничный мир, мирное возвышение, сама концепция «мягкой силы».
Модель развития Китая серьезно влияет на развивающиеся страны, показывая им возможности для развития, которые им не могут предложить развитые страны Запада. Китай не эксплуатирует, а инвестирует в развитие стран. Более того, развитие Китая и экономический подъем заинтересовывают исследователей со всего мира, что способствует образовательному обмену. Китай быстро ловит все тенденции времени, и сегодня страна активно инвестирует в технологии.
многие исследователи в изучении феномена «мягкой силы» Китая пропускают один очень важный момент. «Мягкая сила» Китая исходит из истоков китайской культуры, а именно из ее философии. Именно китайская Философия и ее течения становятся важным фундаментом в культуре китайской нации. Каждое философское течение ставило в центр своего учения гармонию, причем в каждой философской концепции много внимания уделяется тому, как нужно управлять страной и быть хорошим правителем. В даосизме, к примеру, источником гармонии считается Вселенная, и поэтому любое существо прекрасно в своем первоначальном виде, а лучший правитель — тот, кто не обременяет население. В конфуцианстве справедливость, любовь и честность — ведущие принципы, и именно им должен следовать хороший правитель.
В концепции Джозефа Ная существует три основных источника «мягкой силы»: международный имидж.
Китай благодаря своему огромному рынку и бизнес-потенциалу предлагает огромные возможности для торговли и инвестиций, а значит, и для создания материальных благ. Это огромный ресурс «мягкой силы», многие развивающиеся страны стараются привлечь китайские Инвестиции.
Среди прочих инструментов по претворению политики «мягкой силы» в жизнь можно выделить следующие: 1) создание привлекательных продуктов культуры, которые будут рассчитаны на не только внутреннее, но и внешнее потребление; 2) продвижение китайских брендов (Xiaomi, Huawei, Aliexpress, Haier) на международной арене; 3) продвижение комплексных культурных и экономических связей в целях расширения присутствия Китая в других странах; 4)распространение китайского языка и культуры; 5)привлечение иностранных студентов в китайские вузы.
Таким образом, все источники Китайской «мягкой силы» можно свести к трем элементам: модель развития, внешняя политика, основанная на мирном возвышении и мирном развитии, а также на китайской цивилизации. Модель развития Китая привлекательная для развивающихся стран и стран третьего мира, она показывает возможности для экономического подъема. Для исследователей Запада модель развития Китая интересна как альтернатива их развитию. внешняя политика — еще один важный элемент, в особенности он важен в применении к Азии. Мирное возвышение и мирное развитие — это дипломатические стратегии для перехода Китая в мировую державу и лидера региона. И, наконец, китайская цивилизация, собравшая в себе все элементы культуры, что «создает определение азиатских ценностей». Китайская цивилизация способна сплотить вокруг себя азиатскую культуру, став ее центром. Китайские власти работают в этом направлении.
политический ценность китайский экономический
3. Результаты использования «мягкой силы» правительством КНР
Основной стратегический элемент Китая на сегодняшний день — это его имидж. Поднебесная тщательно следит за своим имиджем, анализирует мнение иностранцев о стране, старается показать себя в лучшем свете во всех ключевых сферах. Исследователь Джошуа Купер Рамо в 2007 году писал, что «наибольшая стратегическая угроза Китая на сегодняшний день — это его национальный имидж». Благодаря таким источникам «мягкой силы», как концепция гармоничного мира, 5 принципов мирного сосуществования и сильная культурная база позволяет привлекать к себе положительное внимание со стороны мирового сообщества. Такие тактические вызовы как качество FDI, желание других государств обеспечить технологическую и образовательную поддержку, а также внедрение китайского бизнеса в международные рынки вносят свой вклад в национальный имидж Китая. Амбициозные желания КНР поддерживать внутреннюю стабильность завязаны на том, какой ее видят другие страны и какой она видит саму себя. имидж — это инструмент китайской «мягкой силы». По сути, это то, во что результируются все старания правительства от использования «мягкой силы».
Проблема китайского имиджа довольно сложная. Китайский имидж складывается из множества кусочков, о которых говорилось выше. За последнюю четверть века Китай смог измениться кардинально, ни одна страна в мире еще не добивалась таких впечатляющих результатов, которых добился Китай. Экономический рост и прорыв вывели из бедноты несколько сотен миллионов людей, распространение рыночной экономики в корне изменило жизни людей. Однако существует и обратная сторона медали. КПК зажата между константой в стремлении к инновациям, постоянному росту и развитию и коррупцией в сочетании с застоявшимся идеологическим контролем. Каждый шаг реформ сопровождается проблемами, что излишне нагружает политическую систему страны и давит на общество. «Взгляд мира на Китай часто представляет собой неустойчивый коктейль из архивных идей, диких надежд и застоявшихся предубеждений и страхов». В глазах мирового сообщества Китай представляется как страна последователей Мао Цзэдуна, одна из последних выживших стран коммунистического лагеря, а товары, произведенные в Китае, по-прежнему низко ценятся на Западе. Китайская рабочая сила во всем мире считается дешевой, и китайская экономическая мощь объясняется не через инновационность, а через умение копировать технологии и перенимать опыт. Наиболее острая проблема для позитивного влияния «мягкой силы» Китая на мировое сообщество состоит в том, что мировое сообщество по-настоящему плохо понимает Китай и не осознает, что это за страна, как она действительно живет и функционирует. Это, в первую очередь, связано с тем, что китайские институты не могут правильно проектировать полноценную картинку современного Китая. одной из возможностей были Олимпийские Игры 2008 года в Пекине, которые приоткрыли завесу, однако даже в 2016 году мир не понимает Китай. Китайская пропаганда не имеет единой четкой стратегии, направленной для мира. Она хаотична, не структурирована. К примеру, международный телеканал КНР CCTV 9 презентует мрачных китайских деятелей с чересчур серьезным выражением лица, тем самым невольно создавая и серьезную картинку всей нации.
Однако внутри страны «мягкая сила» дала свой эффект, который работает и за границами государства. Такими яркими примерами являются китайские компании, которые успешно развиваются на внутреннем рынке и активно захватывают внешние. Например, Alibaba, Huawei, Xiaomi, Haier и другие. Эти компании активно развивают свою продукцию, и сегодня уже успешно презентуют себя в мире. В особенности эти бренды популярны в Азиатском регионе, в котором Китай позиционирует себя как страну- регионального лидера.
Наиболее ярким примером применения «мягкой силы» КНР стало возникновения понятия «Пекинского консенсуса» — противоположности «Вашингтонского консенсуса». «Пекинский консенсус» стал примером альтернативного развития, поступательного, а не радикального пути к демократии. В рамках «Пекинского консенсуса» либеральная Экономика способна объединиться с авторитарным режимом. Это дает важный пример для развивающихся стран в недемократическими режимами, показывающий, что экономический успех и развитие возможны без радикальных политических демократических изменений.
Подъем «мягкой силы» Китая сильно выигрывает от процесса глобализации, а также благодаря диверсификации мира, которым «движет продвигающийся БРИКС». мир перестраивается, он меняется, и Китай активно пользуется этим. Китай серьезно улучшил свое положение через участие в переговорах по ядерному вопросу Северной Кореи (переговоры шести сторон), в то время как США сильно проиграли из-за вторжения в Ирак. однако было бы опрометчиво сравнивать США и Китай в области «мягкой силы», так как это абсолютно две разные державы, участвующие в здоровой конкуренции друг с другом.
Тем не менее, существуют мнения, в которых красной нитью проходят серьезные сомнения по поводу «мягкой» политики Китая. В 2007 году газета Financial Times опубликовала статью Гая де Йонкера, в которой сообщалось следующее: «Важность «мягкой силы» Китая переоценена. Пекинские инициативы формируются через призму экономики. По-настоящему эффективная «мягкая сила» основана на проекции привлекательных национальных идеалов, принципов и ценностей». именно к таким мнениям китайскому правительству и стоит прислушиваться, чтобы строить эффективную зарубежную пропаганду.
Оценка эффективности страны в использовании «мягкой силы» не может идти раздельно с внешнеполитическими целями. Согласно официальной пропаганде, цели «мягкой силы» заключаются в защите китайской независимости, суверенитета и территориальной целостности, а также для создания положительной международной обстановки для китайских реформ и открытости в модернизации Китая. Для того чтобы избежать сравнения с Веймарской Германией, Японией в 20 веке и советским Союзом Китай обратил внимание на политику мирного развития. Концепция «мирного подъема» создает необходимость становления Китая лидером в регионе с оговоркой, что этот подъем будет неконфликтным.
интересный опрос был проведен в 2004 году BBC World Service Poll. Опрос показал, что Китай оказывает в основном положительное влияние в мире. В среднем, во всех странах почти половина (48%) видит влияние Китая как позитивный фактор, и только 30% считают его негативным. Только в трех странах большинство жителей считают влияние Китая негативным — Германия (47%), США (46%) и Польша (33%).примечательно, что молодые люди (18-29) во всем мире гораздо более склонны к положительному мнению о Китае (58% в среднем). особенно примечательно то, что даже в соседних азиатских странах, которые исторически относились к Китаю с подозрением, были показаны положительные мнения. Наиболее показательным оказалось мнение Индии, где 66% рассматривают Китай позитивно, несмотря на десятилетия напряженных отношений и пограничных столкновений. Положительное мнение также на показывают Филиппины (70%), Индонезия (68%) и Австралия (56%). мнение Южной Кореи разделено (49% положительных, 47% отрицательных). В японии некоторые считают, что Китай оказывает негативное влияние (22%), но также есть мнение, что это оказывает положительное влияние (25%), в то время как 53% воздержались от ответа.
На вопрос об отношении к возрастающей экономической мощи Китая в шестнадцати странах большинство стран относятся к этому положительно. Удивительно то, что эта положительная точка зрения встречается в Мексике (54%), которая является производственным конкурентом Китая. В среднем 49% относятся к экономическому возвышению Китая положительно. только в четырех странах преобладает отрицательное отношение к экономическому подъему Китая — Италия (47%), Испания (47%), Турция (42%) и Аргентина (41%).
Что касается возрастающей военной мощи Китая, то здесь опрос показал более критичную оценку. Наиболее обеспокоены возрастающей военной мощью Китая Германия (87%), Австралия (79%), Япония (78%), Испания (76%), США (75%) и Италия (74%). интересно отметить, что Индия (56%) встречает военное возвышение Китая положительно. большинство граждан в странах ЕС имеют отрицательное мнение относительно увеличения китайской военной мощи (Германия 87%, Испания 74%, Италия 74%, великобритания 65%, Польша 65%, Франция 64%).
По всему миру молодые люди гораздо более склонны к положительному мнению о Китае. Среди группы 18-29 лет положительно оценивают Китай 58%, в то время как лишь 43% среди людей, старше 60 лет, оценивают возвышение Китая положительно. Примечательно, что люди с более низким уровнем образования рассматривают возвышение Китая менее положительно (45%), чем те, кто обладает средним (51%) или высоким уровнем образования (52%). интересно, что мужчины более доверчивы к Китаю (53%), чем женщины (47%). Опрос проводился 12 лет назад, однако можно предположить, что после Олимпийских Игр 2008 года, учреждения БРИКС, участия Китая в международных конференциях, проекта нового Шелкового Пути в Европу и других важных событий Китай прибавил сторонников на свою сторону. Единственное, что может отталкивать мир от Китая, так это несоблюдение прав человека и тотальный контроль над населением.
Тем не менее, «мягкая сила» Китая все же ощущается в странах Запада, так как согласно опросу, описанному выше, ни одна западная страна не высказала абсолютно негативное влияние к возвышению Китая. Китай имеет несколько целей по проведению внешней политики в западных демократиях. Они включают в себя: «1) содействие развитию торговли и инвестициям; 2) обеспечение поддержки по вопросам политики "одного Китая"; 3) развеять опасения "китайской угрозы", и 4) увеличить сферы влияния Китая». В марте 2005 года министр иностранных дел Австралии Александр Даунер сообщил, что Австралия предпочитает оставаться в стороне от Тайваньской проблемы Китая. Вполне возможно, что это связано с провалом действий США в Ираке, и «мягкая сила» Китая выглядит в лучшем свете, так как даже в столь острой для Китая проблеме Тайваня Поднебесная не предпринимает резких шагов, а налаживает свои связи через экономику и экономическую взаимозависимость.
почти пятьдесят лет назад Ганс Моргентау призывал США отказаться от политики сдерживания США в отношении Китая, аргументируя это тем, что доминирование Пекина в Азии осуществляется, прежде всего, через культурные и политические инструменты, а не через милитаристские. сегодня Китай добился впечатляющих успехов не только в экономике, но и в политике, сохранив при всех трансформациях политический строй, который не смог сохранить СССР. Как отметил Джозеф Най, СССР потерял свою «мягкую силу» тогда, когда вторгся в Чехословакию и в Венгрию, даже несмотря на то, что экономические и военные ресурсы СССР продолжали свой рост. Однако это не спасло СССР от распада. Китай, проанализировав ошибки СССР, увеличивает свою экономическую и военную мощь, сопровождая это ростом «мягкой силы». «Мягкая сила» помогает Пекину перераспределять приоритеты в геополитике, это в определенном смысле помогает Китаю подняться как сверхдержаве.
однако Китаю еще предстоит разработать идеальный вариант мягких ресурсов для выполнения своих внешнеполитических целей. Существует ряд факторов, который сдерживает способность Пекина спроектировать свою «мягкую силу». Первое — это разрыв между жесткой внутренней политической системой и открытой дружелюбной внешней политикой. Такое отсутствие баланса приводит ко второй проблеме — постоянная напряженность между внешней политикой с ее амбициозными целями и только зарождающимися ресурсами «мягкой силы». Выходит, что успех «мягкой силы» целиком и полностью зависит от способности Пекина проводить свою внешнеполитическую повестку дня. Выдвигая программу мирного роста, Пекин зачастую оказывается зажатым между историческими и культурными факторами. получается, что, несмотря на растущую способность Пекина формировать мировоззрение о Китае, «мягкая сила» все еще на пути своего оформления.
Таким образом, эффекты от «мягкой силы» Китая только набирают свои обороты. Китай должен зарабатывать результаты «мягкой силы» не только теми ресурсами, которые у него имеются, но и тем, что необходимо предпринять. Среди важных источников «мягкой силы» числятся свобода прав человека, чем не может похвастаться современный Китай. права человека, улучшение образа жизни и другие ценности — это то, над чем необходимо работать Китаю для улучшения своего имиджа в глазах стран Запада. На данный момент Китай делает успехи в области распространения и популяризации китайского языка (институты Конфуция, годы китайского языка и культуры и так далее), продвижении культуры Китая ( выставки по всему миру, культурные проекты, китайские диаспоры по всему миру), распространении и расширении образовательных контактов (обменные программы, привлечении иностранных студентов в китайские вузы, стремление попасть в лучшие университеты мира), международной помощи, развития научно-технических и экономических связей, содействии международному развитию (Китай принимает активное участие во всех важных международных конференциях и саммитах), развитии китайской публичной дипломатии, а также активно поддерживает соотечественников за рубежом.
Литература
1.Bijian, Z. (2005). China’s "Peaceful Rise" to Great-Power Status. Foreign Affairs, 84(5), p.18.
2.Bisley, N. (2009). Building Asia’s security. London: Routledge for the International Institute for Strategic Studies. Brautigam, D. (2009). The dragon’s gift. Oxford: Oxford University Press.
3.Bodomo, A. (2015). African soft power in China. African East-Asian Affairs, 0(1-2).
4.Callahan, W. (2015). Identity and Security in China: The Negative soft Power of the China Dream. Politics, 35(3-4), pp.216-229.
5.Chen, Y., Koehn, P. and Yin, X. (2003). The Expanding Roles of Chinese Americans in U.S.-China Relations: Transnational Networks and Trans-Pacific Interactions. The Journal of Asian Studies, 62(2), p.565.
6.Chen Z., Lu M. Is China sacrificing growth when balancing interregional and urban-rural development? // Reshaping Economic Geography in East Asia / Ed. by Huang Y., Bocchi A.M. — The World Bank, Washington, DC, 2009. P. 241-257.
7.Cho, Y. and Jeong, J. (2008). China’s soft Power: Discussions, Resources, and Prospects. Asian Surv, 48(3), pp.453-472.
8.34. Dewoskin,K., Stones I.J .Facing the China Corruption Challenge. Far Eastern Economic Review, 2006. № 169 (7). P.37-40.
.Edney, K. (2015). Building National Cohesion and Domestic Legitimacy: A Regime Security Approach to soft Power in China. Politics, 35(3-4), pp.259-272.
10.Frost, S. (2004). Chinese outward direct investment in Southeast Asia: how big are the flows and what does it mean for the region?. The Pacific Review, 17(3), pp.323-340.
11.Huang, Y. and Ding, S. (2006). Dragons underbelly: An analysis of Chinas soft power. East Asia, 23(4), pp.22-44.