Учебная работа № 12314. «Диплом Роль городской думы в совершенствовании работы депутатов по выполнению наказов избиретелей
Учебная работа № 12314. «Диплом Роль городской думы в совершенствовании работы депутатов по выполнению наказов избиретелей
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Наказы избирателей и эволюция их роли в деятельности представительных органов местного самоуправления 8
1.1 Теоретико-правовые основы взаимодействия представительных органов местного самоуправления с населением 8
1.2 Наказы избирателей как форма взаимосвязи представительного органа местного самоуправления с населением 24
Глава 2. Организация работы депутатов Челябинской городской Думы по выполнению наказов избирателей 39
2.1 Основные направления работы Челябинской городской Думы по реализации наказов избирателей 39
2.2. Основные проблемы и пути совершенствования деятельности Челябинской городской Думы по выполнению наказов избирателей 59
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69
Приложения
Введение
В наши дни, уже на новом этапе развития, российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии. И в отличие от недавнего прошлого демократическое устройство уже не ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией. Новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов, успешно бороться с терроризмом и с внешней агрессией.
Вместе с тем, как отмечено в Послании Президента Д.А. Медведева Федералаьному Собранию РФ: «…государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Сильное государство и всесильная бюрократия — это не одно и то же. Поэтому прежде всего предлагаю принять меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти. Меры, способные обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь» .
Следовательно, характер и главное назначение любой системы народного представительства определяется тем, насколько последовательно эта система способна отражать и проводить в жизнь волю и интересы населения. А это, в свою очередь, зависит от прочности связи депутатов представительных органов с избирателями, от знания ими запросов и настроений граждан. Такая связь возникает как результат выборов, в ходе которых избиратели, наделяя депутатов соответствующими полномочиями, правами и обязанностями, дают ему мандат на осуществление государственной власти.
Основным механизмом непосредственного влияния населения на дела органов местного самоуправления, направленных на решение общезначимых, так и конкретных проблем яляются наказы избирателей.
Для того чтобы лучше понять данную проблему, необходимо обратиться к специальным исследованиям тех ученых, которые одними их первых глубоко проанализировали этот вопрос. В частности, по мнению Н.И. Тургенева, при пропорциональной системе «избранные депутаты становятся представителями страны и должны действовать свободно, в меру своей просвещенности и честности. Они не являются и не могут являться исполнителями поручений избирателей. Если избиратели дают своему представителю особые наказы и он их принимает, то это следствие пороков не избирателей, а органических недостатков самих институтов», в частности избирательной системы .
Таким образом, уже в конце XIX в. была затронута очень злободневная проблему о системе взаимодействия депутата и избирателей, а по сути дела — вопрос о свободном и императивном депутатском мандате, который сейчас активно обсуждается в российской специальной литературе.
Как будет показано в основной части работы, российское законодательство, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации постепенно отходит от императивного к свободному депутатскому мандату, который не предусматривает обязанности депутатов выполнять наказы избирателей. Однако с советского времени традиция давать и выполнять наказы избирателей довольно прочно укоренилась в сознании и граждан, и депутатов. Наказы рассматриваются в качестве важного средства реализации народовластия. В силу этих причин работа с наказами избирателей широко практикуется в органах местного самоуправления.
Значительным опытом работы с наказами избирателей депутатам располагает и Челябинская городская Дума.
Еще в советский период отмечались существенные проблемы в реализации наказов избирателей: противоречивость, несогласованность с реальными ресурсами и бюджетными возможностями. Со сходными проблемами сталкивается депутатский корпус, сформированный по избирательной системе пропорционального представительства, которая во все больших масштабах применяется в российской практике в результате реформирования избирательного законодательства.
Отдавая предпочтение тому или иному партийному списку избиратель дает своеобразный наказ выполнять предвыборные обещания и партийную программу. В этой связи, опыт работы с наказами избирателей может помочь в решении вопросов в балансировании интересов депутатских фракций, образованных по партийному признаку.
Кроме того, игнорирование российским законодательством наказов избирателей, как формы связи представительного органа с населением, не может априори означать, что эта форма окончательно изжила себя и не содержит рационального зерна, которое может быть использовано в современных условиях.
Проблематике работы с наказами избирателей посвящена обширная научная литература. В публикациях советского периода, главным образом, рассматривается и обобщается положительный опыт работы, но в ряде случаев обозначаются и принципиальные проблемы, которые присущи императивному мандату.
В работах Безобразова В.П., Веделя Ж., Градовского А.Д., Дружинина Н.П., Котляревского С.А., Постового Н.В., Прело М., Чичерина Б.Н. и многих других авторов раскрывается исторический и зарубежный опыт организации местного самоуправления, взаимодействия представительных органов и населения, содержатся принципиальные оценки свободного и императивного мандатов.
В современных публикациях присутствует, как правило, негативная оценка императивного мандата и практики работы с наказами избирателей. Лишь в отдельных работах дается анализ использования наказов в деятельности органов местного самоуправления в настоящее время.
Так, например, по мнению И.В. Литвиненко, общая отмена императивного мандата как института, присущего российской системе народного представительства, явно была ошибочной. Императивный мандат имеет большой созидательный демократический потенциал. Однако этот потенциал может быть реальным и полезным только тогда, когда он исходит именно от избирателей и связан с их правом давать наказы депутатам и оценку их работы, а также отзывать депутатов, не оправдывающих оказанного им доверия. С учетом этого представляется необходимым в полной мере сохранять императивный характер мандата для депутатов местных органов власти и органов местного самоуправления. Отступление от этих исходных принципов народовластия неизбежно будет влечь за собой еще большее отчуждение государства и его органов от интересов населения, а углубляющийся разрыв между властью и народом всегда связан с обострением социально-политической обстановки в обществе .
Целью данной работы является анализ деятельности Челябинской городской Думы по выполнению наказов избирателей, выявление имеющихся проблем и выработка рекомендаций по их решению.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) анализ теоретических основ деятельности представительных органов местного самоуправления;
2) оценка наказов избирателей как формы взаимосвязи представительного органа с населением: рассмотрение зарубежного опыта, сравнительный анализ института наказов и практики работы с ними в советский период и в настоящее время;
3) исследование основных направлений работы Челябинской городской Думы по реализации наказов избирателей;
4) выявление проблем и путей совершенствования деятельности Челябинской городской Думы по работе депутатского корпуса по выполнению наказов избирателей.
Объектом исследования является Челябинская городская Дума. Предметом исследования – практика работы депутатов по выполнению наказов избирателей на территории города Челябинска.
Источниками исследования являлись нормативные правовые акты СССР, Российской Федерации, Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, Челябинской городской Думы, текущий архив аппарата Челябинской городской Думы и Администрации города Челябинска.
Теоретической основой работы являются положения трудов отечественных и зарубежных ученых в отношении практики взаимодействия представительных органов местного самоуправления с населением, концептуальные положения Конституции РФ, российского законодательства по данному вопросу.
Методологическую основу работы составляют основные положения теории муниципального права. Кроме того, использовались нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы взаимодействия представительлных органов местного самоуправления с населением.
Поставленные задачи исследования решались следующими методами: общенаучные методы анализа, синтеза, сравнительного анализа материалов, отражающих правовые основы и практику работы депутатов с наказами избирателей в городе Челябинске и других городов Челябинской области, наблюдение.
Практическая значимость работы определяется наличием в ней рекомендаций, которые могут быть использованы для совершенствования работы депутатов Челябинской городской Думы с наказами избирателей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Форма заказа готовой работы