Учебная работа. Оттава и Мехико: сравнительный анализ двух городов
Оттава и Мехико: сравнительный анализ двух городов
Введение
Мексика — одна из самых больших латиноамериканских стран (1972,5 тыс. км). Население Мексики — 44 млн. человек, из них больше половины метисы и креолы. Официальный язык в стране — испанский, религия — католическая, большинство городов носят испанские названия. По государственному устройству Мексика — федеративная Республика во главе с президентом. Законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из сената и палаты депутатов. Климат северной части Мексиканского нагорья сухой, континентальный. Здесь распространено земледелие, требующее орошения, и скотоводство.
В настоящее время Мексика — одна из наиболее развитых в экономическом отношении латиноамериканских стран. Это индустриально-аграрная страна с быстро развивающейся промышленностью. По уровню и темпам экономического развития она вышла на третье место в Латинской Америке, уступая лишь Бразилии и Венесуэле.
Мексика занимает видно место по производству стали, чугуна, электроэнергии. быстрыми темпами развиваются такие отрасли промышленности, как металлургическая, химическая, автомобилестроительная. Мексика богата полезными ископаемыми. широко распространена добыча серебра, свинца, цинка, залежи, которых в основном сосредоточены на севере страны, на севере страны.
Оттава — небольшой город, насчитывающий чуть больше 1 млн. жителей, с 1931 г. является столицей Канады. своей неброской красотой Оттава обязана премьер-министру страны сэру Вилфриду Лорье, который мечтал превратить город в северный Вашингтон.
Город расположен на реке Оттава и судоходном канале Ридо. Климат умеренно-континентальный, средняя температура января — 11 гр, июля +20 гр.
Управление городом осуществляется выборным муниципальным советом во главе с мэром. Городской совет работает под непосредственным контролем центрального правительства.
1. Мехико — столица Мексики
Столица Мексики город Мехико — политический, экономический и культурный центр. В городе живет свыше 25 миллионов человек. В Мехико наряду со старыми предприятиями текстильной и пищевой промышленности развита металлообрабатывающая, авто- и вагоносборочная, электромеханическая, нефтеобрабатывающая промышленность.
Как уже было сказано выше, Мехико — является одним из крупнейших городов Латинской Америки. Это самый высокогорный из мегаполисов, расположенный в котловине, где природные испарения смешиваются с дымом заводов.
Мексиканская столица расположена в засушливой горной долине на высоте 2400 м. однако имеет место, исторический факт — Мехико построен на воде. Эта обширная долина раньше была запружена лавовым потоком вулкана Попокатепель и превратилась в глубокое озеро. Потом озеро от других извержений вулкана постепенно заполнилось пеплом и обмелело. Сверху образовалась твердая корка, а на глубине желеобразная масса, которая содержит около 85% воды. Откачка воды из этого слоя для городских нужд привела к тому, что город уже опустился примерно на 10 см. сейчас центр Мехико опускается на 30 см. в год
Исторический центр Мехико, представляющий собой огромный комплекс, считается самым большим в Латинской Америке. На пощади в 9,5 квадратных километра здесь сосредоточилось около 1500 зданий, построенных преимущественно в ХVI — ХIХ веках. Примерно 67 из них — религиозные памятники. Здесь находится примерно 80 музеев, 78 площадей, а также фонтаны, объекты с настенной живописью. Власти планируют в ближайшее время восстановить исторические памятники архитектуры и искусства. Что-то планируется — к 2006 году. средства на реставрацию выделяются из городского и федерального бюджетов. Также власти планируют, что в исторический центр снова вернуться жители, численность которых сейчас составляет 200 тысяч человек-то есть треть населения, проживавших там 20 лет назад. Для этого следует переместить значительное количество уличных торговцев в другую часть города, обдумать вопрос, касающийся наличия большого количества автомобилей в центральной части города, отравляющих воздух выхлопными газами.
Как уже было указано выше, население Мехико насчитывает больше 20 миллионов человек. Это один из самых густонаселенных мегаполисов мира, следовательно, можно выделить некоторое количество наиболее актуальных проблем. Наиболее острые проблемы можно свести к трем группам: Первая — экологическая группа, заключающаяся в охране окружающей среды, качества воздуха и воды. Вторая — финансово-экономические возможности городских властей решать как повседневные, так и перспективные задачи обеспечения жизнедеятельности Мехико, в том числе и создавать новые рабочие места. Третью группу составляют проблемы социального характера, которые непосредственно затрагиваю население, такие, как общественная безопасность, коммунальные услуги и т.п.
Загрязнение окружающей среды достигло в Мехико критического уровня. Однако едва ли можно согласится с мнением мэра, ставящего проблемы экологии на первое место, а общественную безопасность — на третье. большинство жителей столицы считает, что дело обстоит как раз наоборот, что главное в их сегодняшней жизни это ощущение полной незащищенности от преступников.
Понять тревогу мексиканцев не трудно. В столице ежедневно совершается 12 убийств, более 60 ограблений с применением оружия. В полицию ежедневно поступает около 15 тыс. заявлений, но из них расследуется только пятая часть. Причина роста преступности не в дефиците полицейских, хотя на каждую тысячу жителей Мехико приходится только два стража порядка, тогда как международные нормы рекомендуют иметь как минимум девять. И не в нехватке средств на содержание и расширение полицейских служб, хотя и это имеет место. По свидетельству местной печати, основной причинности незащищенности граждан является сам полицейский корпус столицы.
По свидетельству депутата национального конгресса «Авторами 60 процентов преступлений, совершенных в столице и других крупных городах страны, являются бывшие полицейские, состоящие на действительной службе, 15 процентов — профессиональные преступники, которые платят «долю» полицейским, и только 5 процентов преступлений совершают безработные и отчаявшиеся люди».
В повседневной жизни эта зловещая статистика оборачивается произволом полицейских в отношении граждан, злоупотреблением властью.
Федеральное правительство стремится оздоровить полицию, избавить ее от случайных людей и укрепить выпускниками специальных полицейских учебных заведений.
Столичные власти настойчиво проводят мысль о том, что у городских властей слишком мало финансовых возможностей для решения даже самых неотложных проблем, в том числе и такой острой, какой является охрана окружающей среды. правда, что-то для оздоровления столицы предпринимается. некоторое озеленение улиц, в том числе озеленение в центральной части проспекта Инсурхентес — одной из самых оживленных столичных магистралей. Во многих кварталах проводятся посадки деревьев по инициативе самих жителей.
Стремление муниципалитета Мехико сделать жизнь столичного жителя боле «озелененной» продиктовано суровой необходимостью. Сокращение лесов в долине Мехико можно назвать хищническим, вырублено 73 процента лесных площадей. К настоящему времени на одного жителя приходится четыре квадратных метра зеленых насаждений, — Всемирная же организация здравоохранения рекомендует иметь, по меньшей мере, десять.
Есть еще одна проблема. При сохранении таких же темпов населения (ежегодная «прибавка» 800 тыс. человек) и дальше, Мехико потеряет около 50 тыс. гектаров лесов и на их месте появится 8,5 миллионов человек. Экосистема в Мехико ухудшается еще больше. По последним данным министерства городского развития и экологии, ежегодно в столице выбрасывается в воздух около 5 миллионов тонн вредных веществ. Главными виновниками этого загрязнения считаются автомобили, производящие 4 миллиона различных окисей, тогда, как на долю промышленности приходится примерно 622 тыс. тонн. возможным решением создавшегося положения может стать закрытие принадлежащих государству нефтеперегонных заводов или теплоэлектростанций, но это вряд ли возможно, борьба с мелкими предприятиями, работающими на мазуте, также не представляется возможным. Есть программа, которая может немного ослабить окружающую обстановку, — «один день без автомобиля». Согласно этой программе, каждый житель города один день в неделю должен обходиться без езды на автомобиле. Благодаря этому выброс двуокиси кислорода в воздух уменьшится на 14%. Но находчивые мексиканцы нашли выход из положения. Стало возможным не платить штраф государству, сумма, которого составляет 600 долларов, а просто дать небольшую взятку полиции. таким образом, цели программы достичь не удалось.
нельзя не отметить растущие экономические трудности, как одну из самых больших проблем Мехико. Сказывается и кризис сельского хозяйства, вызывающий миграцию крестьян в столицу. Ныне около 15% жителей Мехико находятся в условиях крайней нищеты. Властью ведутся разработки с целью расширения городской инфраструктуры, модернизации транспорта, коммунальных служб.
нельзя не упомянуть о нерешенных социальных проблемах, а, прежде всего трудностях при поиске работы. чтобы немного ослабить безработицу, ежегодно нужно создавать 150 тыс. рабочих мест.
Есть еще одна социально-экономическая проблема. На улицах имеется большое число «коробейников», в обычный день число уличных торговцев, имеющих свое постоянное место в виде переносных и передвижных палаток, превышает миллион, а их ежедневный доход — за 1 миллиард песо. Они объединены в организации, каждые из которых состоят из 5-25 тыс. членов. Налоги ми не оплачиваются, вследствие чего городская казна не досчитывается значительных сумм. Социологи утверждают, что уличная торговля в Мехико отражает неспособность правящих кругов и частного сектора создавать новые рабочие места и таким путем нейтрализовать растущую безработицу. Питается уличная торговля товарами либо приобретенными на фабриках, либо «контрабандой», на которую власти закрывают глаза. Фактически узаконенные «черные рынки» превратились в удобную ширму, с одной стороны для преступного мира, с другой — для ловких дельцов. некоторые владельцы магазинов продают часть своей продукции через уличных торговцев, чтобы утаить от государства часть налогов.
Мехико можно сравнить с большим кораблем, который некоторое время стоит на мели. Меры, принимаемые администрацией носят половинчатый характер, но, тем не менее, дают надежду, что это удастся сдвинуть с мели. Но для того, чтобы действительно поправит положение, необходимы радикальные перемены.
город расширяет свои границы, и, если не будут приняты меры, к 2030 году население города будет достигать от 30 до 40 миллионов человек, что является катастрофичной ситуацией для Мехико.
Единственным решением, по мнению директора демографического Центра по изучению демографии и городского развития, является децентрализация власти и рассредоточение экономической деятель. Пока Мехико остается промышленным и финансовым центром страны, люди будут стекаться сюда в надежде на лучшую жизнь. Но перемены не могут произойти быстро. Во времена существовавшего на этом месте великого доиспанского государства — ацтеков, затем в годы вице-королевства Новая Испания, а также на протяжении ХХ века Мехико всегда был символом громоздкой централизованной власти. Ее концентрации свидетельствуют сотни общественных, правительственных и церковных зданий.
У Мехико отсутствуют средства для финансирования дальнейшего роста. Даже после того, как 20 лет назад в стране были открыты запасы нефти, не оказалось достаточного количества средств, чтобы решить проблемы перенаселенности. Также нельзя забывать о многомиллиардном долге страны.
Загрязнение окружающей среды не останавливает устремляющихся сюда неимущих крестьян. Читается, что ежедневно в столицу прибывает 3 тыс. человек — достаточно, чтобы заселить город размером с Сан-Франциско. возник заколдованный круг: миграция ведет к расползанию столицы вширь, а правительство вынуждено обеспечивать коммунальные услуги в незаконно создаваемых населениях, расположенных в десятках миль от центра. Безработица, нехватка жилья, загрязнение воздуха и воды, недостаточное водоснабжение, проблемы канализации и транспорта. А ежедневно прибывающие люди только усугубляют положение. Многие из них получили прозвище «парашютистов» — это сельские жители, которые живут один-два месяца в городе, зарабатывая себе на жизнь около 5-10 долларов в неделю на одного человека. Их местом жительства можно обозначить железную дорогу.
Катастрофичное экологическое положение касается также и озер. На северо-восточной окраине города есть ложе бывшего озера, на одах которого ацтеки построили столицу своей империи. Это плато, страдающее от наводнений в период дождей и от песочных бурь в сухой сезон. здесь мало, что свидетельствует о предварении в жизнь правительственного плана по превращению территории засушенного озеро в зеленую зону. Положение еще омрачается большим количеством сточных вод.
Весьма затруднительно положение жителей города, не имеющих своего автомобиля, т.к. услуги метрополитена могут удовлетворить потребности только 30-40% населения. большинство жителей, живущих на окраине, не имеют доступа к подземному транспорту.
Вернемся к проблеме загрязнения окружающей среды. Она усугубляется не только продажностью полицейских. Владельцы промышленных предприятий откупаются от правительственных инспекторов по здравоохранению, чтобы те закрывали глаза на нарушение природоохранных норм. Коррупция — один из главных источников доходов элиты. Из-за наличия групп, представляющих различные интересы правящим кликам легче поощрять рост столицы, нежели сдерживать его; легче принимать толпы мигрантов на сельской местности, нежели отправлять их обратно на поля; и гораздо выгоднее иметь выгодную централизованную громоздкую бюрократию, нежели рассредоточенную по всей стране. Должностные лица вымогают огромные взятки у частных подрядчиков за контракты за сооружение общественных зданий, предприятий, дорогостоящих жилых домов. одна из основных проблем, стоящих перед экологическими группами в Мехико заключается в том, что правительственная цензура запрещает вести на телевидении беседы об экологии. возможно, единственной независимой организацией в Мехико, ставящей перед собой реальные цели, являлась та, которую возглавлял Луис Мануэль Герра, считающий, что защита окружающей среды должна иметь финансовую Ценность. Только в том случае, если охрана окружающей страны будет приносить доход, считает он, дельцы, промышленники и бюрократы станут сотрудничать с мексиканским движением «зеленых».
Сегодняшний Мехико — это мегаполис, где худшие черты неразвитости сочетаются с худшими чертами чрезмерного развития. Отношение большинства жителей столицы к нарушению экологического равновесия можно назвать покорностью обреченных. Решение проблем этого города не представляется возможным без вмешательства радикальных перемен.
2. Оттава
Федеральная столица Канады — Оттава возникла на месте, где в доколониальный период находился пункт обмена и торговли индейских племен. На языке этих племен слово «оттава» означало обмен. название Оттава получила протекавшая здесь большая река. первые европейцы в районе нынешней федеральной столицы появились в начале ХVП в. Это были главным образом торговцы пушниной. первое постоянное поселение было основано в марте 1800 г. Филемоном Райтом на левом берегу реки Оттава, на месте нынешнего города Халла. Оно насчитывало 25 человек. К 1820 г. количество жителей возросло до 703 человек. Основным их занятием была торговля лесом.
В 1826 г. началось строительство канала Ридо, водного пути, соединившего реку Оттава и озеро Онтарио. В 1827 г. в связи со строительством был организован военный лагерь, который возглавил военный инженер, полковник Д. Бай. Создание лагеря трансформировало маленькую колонию в город, а в честь полковника Бая его наименовали Байтаун. В 1832 г. строительство канала Ридо было окончено, стал развиваться водный транспорт, что помогло Байтауну превратиться в один из центров лесной промышленности. В 1854 г. число жителей Байтауна превысило 10 тыс. человек. Получив права города, Байтаун в 1855 г. был переименован в Оттаву по английскому варианту прочтения индейского названия реки, на которой он был расположен. Французское звучание того же названия реки — Утауэ.
Когда в 1867 г. была создана Канадская Конфедерация, ряд городов, таких как Торонто, Кингстон, Монреаль, претендовали на роль столицы. Выбор любого из них мог обострить противоречия англо- и франкоканадцев: англонканадцы не могли допустить, чтобы столицей стал Монреаль, а франко-канадцы, в свою очередь, возражали против Торонто или Кингстона.
Королева Виктория разрешила спор, выбрав в качестве столицы город Оттаву как расположенный на границе проживания англо- и франко-канадцев (граница между провинциями Онтарио и Квебек проходит по реке Оттава) и мало кому известный.
Оттава, находясь на территории графства Карлтон и, постепенно расширяясь, включала в свой состав небольшие города и поселки графства. интеграции экономической, социальной и культурной жизни. Для большинства его жителей — это единственный Рынок труда. Это центр торговли, предпринимательства и услуг. здесь своя телефонная сеть, электронные и печатные средства информации. Выходят две ежедневных газеты на английском языке и одна на французском, действуют два англоязычных и два франкоязычных телеканала.
Английская и французская части столичного ареала находятся под юрисдикцией двух разных провинций, которые отличаются по многим параметрам; по налоговым системам, уровню жизни, законодательству в сфере здравоохранения и образования, организации коммунальных служб и т.д. Так, например, несмотря на активное развитие федеральных служб в Халле, этот район остался более бедным, чем собственно Оттава и менее престижным. наличие провинциальных границ делает невозможным создание единого правительства, представляющего весь ареал, хотя действующая с 1958 г. Комиссия по национальной столице (КНС) имеет влияние на обеих сторонах реки.
К началу 80-х годов территория метрополитенского ареала занимала 2896 га (1770 — на территории Онтарио, 1126 — Квебека), а население превышало 700 тыс. человек. Среди них 45% составляли англо-канадцы и 40%.. — франко-канадцы. Оттава-Карлтоя-Халл — наиболее быстро растущий регион Канады. Высокий уровень роста обеспечивается в первую очередь за счет миграции населения.
Оттарийская часть метрополитенского ареала является, безусловно, основной. Из более чем 700 тыс. населения ареала более 600 тыс. живет на «Оттарийском берегу. По районам (их II) население распределяется следующим образом:
Для структуры управления регионом Оттава-Карлтон характерна двухзвенная система. Во главе региона стоит региональное правительство, районные муниципалитеты возглавляют мэры.
Правительство региона — Региональный совет включает 32 члена плюс председатель. Членами совета являются мэры всех районных муниципалитетов, весь городской совет соответственно Оттавы — 15 человек, а также дополнительные представители от трех муниципалитетов. Председатель избирается членами Совета и необязательно из их состава сроком на три года. Председатель несет основную ответственность за деятельность регионального правительства своего времени, а основную его часть «работают в районных муниципалитетах. Конкретная работа регионального правительства исходит в его комитетах, главные из которых — Исполнительный комитет (финансы и управление), по социальной политике и здравоохранению, по транспорту, по планированию и ряд других. Структура комитетов довольно часто меняется. каждый член правительства работает обязательно в одном, но не более чем в двух постоянных комитетах. При региональном правительстве действует довольно крупный аппарат управления. Функционируют пять школьных, советов, пять комиссий по гидроресурсам, три управления по охране природы.
В сферу компетенции регионального правительства входит разработка планов экономического развития агломерации и утверждение муниципальных планов развития, контроль за созданием кондоминиумов в регионе, ответственность за социальные услуги, здравоохранение, жилищное строительство, водоснабжение, субсидирование деятель всех местных школьных советов.
Сфера совместной ответственности региона и муниципалитетов распространяется на дороги, общественный транспорт, канализационную сеть, сбор и хранение отходов. Муниципалитеты отвечают за организацию отдыха, полицейскую и пожарную службы.
Региональное правительство необходимо там, где важно проводить единую политику и осуществлять практические мероприятия для всего региона, например, в предоставления большинства социальных услуг. Там, где единообразие неважно и даже нежелательно, где политика и программы должны ориентироваться на различные нужды и потребности жителей в разных I частях региона, большей компетенцией в принятии решений должна обладать администрация более низкого уровня. В качестве примера можно привести программы организации отдыха я! программы осушения сельскохозяйственных земель.
Районные муниципалитеты являются правительственными opганами управления, хотя их деятельность, связанная о осуществлением межмуниципальных операций, жестко контролируется региональным правительством.
Районные муниципалитеты ближе к населению, чем другие уровни власти. нередко они более доступны, более ответственны, могут решать текущие задачи эффективнее, чем забюрократизированные власти высших эшелонов. Но при этом важно четко определить и разделить задачи районных муниципалитетов и регионального правительства. каждый район имеет свои особенности, но в широком экономическом, социальном, культурном и функциональном плане метрополитенский ареал действует как единое целое.
В системе управления важную роль играет разделение полномочий в сфере финансов. Непосредственно сбором всех местных налогов занимаются районные муниципалитеты. При этом региональное правительство утверждает единые для всех муниципалитетов ставки региональных налогов. помимо этого муниципалитеты обладают правом самостоятельно устанавливать Налоги для собственных нужд.
По конституции доходные статьи бюджетов регионов и муниципалитетов определяются провинциальным законодательством. В Онтарио наиболее важным источником дохода для региональных и муниципальных правительств, школьных советов является налог на Собственность. Другие независимые источники дохода, имеющиеся в распоряжении муниципалитетов, включают сборы с жителей, сборы на местное развитие, штрафы лицензионные выплаты и проценты на краткосрочные инвестиции.
Хотя в Онтарио сбор налога на Собственность оставлен муниципалитетам и школьным советам, провинциальное правительство сохраняет контроль над базой системы исчисления этого налога через прямое управление процессом оценки собственности для обложения налогом. Право контроля было возвращено провинции не так давно, а до этого в течение более чём столетие находилось у муниципалитетов. таким образом, сейчас провинциальное правительство играет ключевую роль в функционировании системы сбора налога на Собственность.
Провинциальное правительство также оказывает важное фискальное влияние на провинциально-муниципальную систему грантов. характер и размер обусловленных грантов, предлагаемых провинцией (нередко частично из федеральных фондов), может влиять на решение районного муниципалитета, стимулируя его принять то или иное предложение и таким образом изменить свои приоритеты.
Несмотря на важную роль провинции в делах региона, для многих его жителей более ощутимо и важно присутствие федеральных властей. Это уникальная черта, присущая только столичному ареалу. здесь расположены главные офисы крупнейших организаций страны и на них не распространяется ни провинциальное, ни муниципальное законодательство и регулирование. Такое положение не может не влиять на деятельность региональных и муниципальных властей.
Федеральное и местные правительства имеют различные, хотя и не обязательно конфликтующие, цели. Федеральное правительство смотрит на столицу с точки зрения национальной я международной роли канадского правительства. Местные власти — с точки зрения жителей региона и его экономической целостности.
Рассматривая систему управления столичным ареалом, нельзя не упомянуть и об Утауэ как одном из десяти административных районов провинции Квебек в его муниципалитетах. власти на обеих сторонах реки имеют общие заботы и интересы. В качестве примера сотрудничества можно привести транспорт, строительство и эксплуатацию мостов, вопросы окружающей среды.
таким образом, в систему управления столичным ареалом вовлечены региональное правительство Оттавы-Карлтон, муниципальные власти как на онтарийской, так и на квебекской стороне, провинциальное правительство Онтарио, федеральное правительство. Для успешной работы такой сложной системы важно четкое разграничение функций и желание каждого уровня власти достичь максимального результата в своем масштабе. однако на практике между интересами разных уровней власти возникают несовпадения, что мешает эффективному функционированию системы.
Для экономического развития города определяющими являются два фактора — присутствие федерального правительства и его служб и распространение высокотехнологичных производств. В Оттаве, в основном в ее пригородах, расположены предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности,
В структуре промышленности города довольно долго преобладало мелкое Производство в отраслях обрабатывающей промышленности. Большинство предприятий обрабатывающей промышленности работало на обслуживание нужд города. Это предприятия по производству конторского оборудования, полиграфические, пищевые, текстильные, химические, производство парфюмерии и косметики. Общее число занятых в промышленности и строительстве не превышает 15 $ всего количества работающих в столичном ареале.
Оттава — крупный транспортный центр. Здесь пересекаются десять железнодорожных линий и сеть шоссейных дорог. Аэропорт Аплендс обслуживает воздушное сообщение, как местных, так и иностранных компаний.
Диверсификация структуры промышленности развернулась в 70-е годы. На первое место вышли наукоемкие производства. К 1980 г. в метрополитенском ареале Оттава-Халл действовало не менее 85 таких производств, в них было занято примерно 15 тыс. человек. В дальнейшем занятость в этой сфере быстро росла. Оттавский наукоемкий промышленный комплекс специализировался в 80-е годы на производстве электроники, ‘ средств связи, авиационного, научного и медицинского оборудования. Важным стимулом развития комплекса была близость государственных учреждений и штаб-квартир промышленных корпораций, обеспечивающих отрасль соответствующими заказами, наличие двух университетов, большого числа государственных и частных НИИ и лабораторий, национального исследовательского совета и т.д. Лучшие по сравнению с большинством других городов Канады социально-культурные условия жизни обеспечивают Оттаве конкурентные преимущества, облегчающие привлечение сюда научно-технических кадров.
Велика доля жителей, занятых на высокооплачиваемых должностях, таких как менеджеры, чиновники, научные работники, специалисты. Рабочая сила хорошо обучена. Доля занятых, имеющих университетское образование, в Оттаве значительно выше, чем в Торонто, и более чем на 50 $ выше, чем в Гамильтоне,
высокая квалификация рабочей силы в столице обеспечивает один из наиболее высоких уровней личного дохода. Средний уровень доходов сравним с уровнем метрополитенского Торонто, который признан наиболее процветающей частью Онтарио, Высокие доходы наряду с в общем более низкими ценами создают высокий уровень реальных доходов жителей столичного ареала. Средний семейный годовой доход в метрополитенском ареале Оттавы в 1982 г. был 39 026 долл., в 1985 г.-‘ 50 918 долл. Средний личный Доход в 1985 г. составлял 19 934 долл.
Безработица в 80-е годы удерживалась на уровне 7%, во доля неработающих среди молодежи выше. Среди занятой молодежи велик процент работающих неполный день. Это связано о тем, что в регионе не хватает рабочих мест для квалифицированных рабочих. Фирмы, действующие здесь, ориентированы на высококвалифицированный труд.
Региональные власти Оттавы — Карлтон испытывают определенные трудности с разработкой стратегии экономического развития. Правительство передало эти вопросы корпорации экономического развития Оттава-Карлтон (КЭРОК). Корпорация является отделом РМОК, хотя находится в том же помещений. более того, 90 $ бюджета КЭРОК получает от РМОК (остальные средства — от постоянных взносов 18 главных корпораций региона).
В 1988 г. КЭРОК начала осуществлять трехгодичный стратегический план, нацеленный на увеличение инвестиций в регионе. План был классифицирован по отраслям (биотехнология, космические исследования, оборона, микроэлектроника, телекоммуникации) и географически. В дальнейшем трехгодичные планы стали постоянным элементом деятель КЭРОК.
Сосредоточившись на важной, но одной проблеме, КЭРОК не оказывает серьезного влияния на другие экономические решения, принимаемые на уровне региона или муниципалитетов. Как считают аналитики, чтобы КЭРОК могла успешно решать проблемы экономического развития в широком смысле, она должна быть интегрирована в региональное правительство. Если же она сохранится как узконаправленный и совещательный орган, решение многих проблем экономического развития перейдет к районным муниципалитетам. В ряде муниципалитетов в конце 80-х годов были созданы центры экономического развития в отделах планирования или службах мэра с достаточно солидным бюджетом.
В начале 90-х годов КЭРОК предприняла усилия по диверсификации своей деятельности. В частности, в июне 1992 г. был создан Центр развития предпринимательства как часть КЭРОК. Цель Центра — увеличить занятость и способствовать, экономическому процветанию региона, создавая предприятия. Регион — это экономическое целое, и местничество может только навредить стратегии экономического развития. Разногласия между муниципальными и региональным правительствами в вопросах экономического развития пагубны как для обеих ветвей власти, так и для, граждан, которых они представляют.
Немаловажное влияние на экономическое развитие оказывает Комиссия по национальной столице (КНС), представляющая федеральные интересы в регионе. важно также учитывать экономические процессы, происходящие на квебекской стороне реки. Левобережье не полностью интегрировано в функционирование экономического региона, потому что Квебек отличается от Онтарио лингвистической и социальной политикой, налоговым законодательством. Общий Рынок труда, поощряемый федеральным правительством, не полный, так как требуется специальное лицензирование для строительных и ряда других профессий. Имеются различия в рынках жилья на двух сторонах реки, неодинаковы уровни занятости и доходов. Тем не менее, Оттава-Карлтон и Утауэ взаимозависимы и конкурируют только в ограниченных масштабах. Итак, эффективная стратегия экономического развития» требует широкой ориентации, ясности целей, отлаженного механизма реализации и должна быть основана на открытости, партнерстве и кооперации всех заинтересованных сторон.
важной составной частью стратегии экономического развития является планирование землепользования, которое осуществляется как на региональном, так и на местном уровнях. Действует официальный план, которому должны соответствовать местный планы. Ни регион, ни муниципалитеты не могут осуществить никакого городского строительства, если это не внесено в официальный план.
Цели двух уровней планирования землепользования не идентичны. Массированное давление частных денег может повлиять на решения муниципалитетов и затронуть интересы жителей. Чтобы предотвратить такую возможность региональная важно участие общественности, принимаемые решения должны обязательно учитывать технические, финансовые факторы, что ограничивает возможности влияния граждан.
Планирование землепользования — это функция, наиболее четко разделенная между двумя уровнями власти. В других сферах разделенной юрисдикции — дороги, например, ни один уровень власти не должен отвечать за другой. В отношении же планирования землепользования РМОК отвечает за развитие региона в целом.
Сложность действующей системы состоит в том, что предложения вырабатываются и утверждаются на низшем уровне, а, возражения обсуждаются на региональном уровне. В итоге, резолюции, принятые на региональном уровне, могут иметь результат, не предусмотренный местными властями, и стать неприемлемыми для них.
Важную роль в экономике ареала играет транспорт. Наземный транспорт содержит государственный компонент — сами дороги и транзитные системы. Он также включает частный сектор — большинство транспортных средств. Транспортные средства, в свою очередь, включают две категории; коммерческие — такси и грузовики и некоммерческие — главным образом частные автомашины.
Министр транспорта и связи провинции Онтарио ежегодно определяет пропорцию региональных дорог, считающихся неудовлетворительными в соответствии с общими стандартами провинции. В отношении дорог регион Оттава-Карлтон находится на одном из последних мест в провинции.
Для того чтобы улучшить работу транспортной системы при явно недостаточном инвестировании, региональные власти пытаются усовершенствовать системы сигнализации вместо того, чтобы создавать дополнительные линии движения, делают вложения в общественный транспорт, чтобы привлечь, пассажиров и сократить использование частных автомашин в переполненных районах и таким образом избежать крупных затрат на увеличение пропускной способности дорог.
Муниципальные власти не имеют возможности получать доходы от пассажиров за использование дорог. Но есть работники земли, и для них важно поддержание дорог в порядке. От них-то муниципалитеты и получают средства через Налоги на собственность.
В отличие от муниципалитетов, провинциальное правительство может извлекать деньги у граждан за пользование дорога ми. Это может происходить прямо — через налоги на топливо, плату за лицензии на перевозку товаров или косвенно — через подоходный налог, налог на продажи и т.д.
Провинция предоставляет значительные гранты региону и муниципалитетам, чтобы помочь функционированию транспортной системы. Однако местные власти тратят гораздо больше, чем получают от провинции, а разницу покрывают граждане, как те, кто пользуется транспортными средствами, так и те, кто владеет землей.
Ответственность за состояние дорог в Оттаве-Карлтон разделена между четырьмя уровнями управления — федеральным, провинциальным, региональным, муниципальным. Районные муниципалитеты управляют 40% протяженности дорог, но за эти дороги приходится только 25/2 перевозок. Региональные артерии более эффективны и нагрузка на них продолжает увеличиваться с ростом населения и экономическим развитием метрополитенского ареала. повышенная загруженность магистральных дорог относительно быстро приводит их в негодность. В то же время именно для этих дорог в первую очередь необходимы высокие стандарты. Региональные затраты на дороги составили в 1986 г. 104 млн. долл., муниципальные — 52 млн. долл.
Одинаковые во всем регионе правила дорожного движения облегчают работу районных дорожных служб. Налажена кооперация между всеми уровнями управления в обеспечении работы транспорта. разделено пространство для транспортных парков. Чтобы лучше обслуживать магистральные дороги, региональные парки размещаются у границ муниципалитетов. Муниципальные же парки обычно расположены в центре района, где проходят; основные местные линии.
Важную роль в транспортной системе ареала играет общественный транспорт. Государственная транспортная корпорация ОС Transport перевозит более 80 млн. пассажиров в год. По рабочим дням общее число пассажиров часто превышает 300 тыс.
примерно 70 $ жителей ареала, которые работают в центре города, пользуются общественным транспортом. Если бы значительная часть пассажиров решила отказаться от общественного транспорта и использовала бы свои автомашины, необходимее расширения дорог и автостоянок не только повлекла бы за собой огромные расходы, но активно разрушала бы центр города.
Неотъемлемой частью транспортной системы являются так си. Таксист получает лицензию в муниципалитете и чаще всего границы его деятельности не выходят за рамки муниципалитета. более 20 лет назад город Оттава зафиксировал предел числа возможной выдачи лицензий внутри города и предусмотрел продажу лицензий от одного к другому. Это создало рынок лицензий, а стоимость одной достигла 50 тыс. долл. Похожая система действует в ряде других муниципалитетов региона. Такой порядок выгоден главным образом владельцам лицензий и одновременно привел к тому, что заработки: таксистов довольно низкие, а ставки оплаты перевозок очень высоки.
Региональные и районные власти одну из своих основных задач видят в обеспечении бесперебойного водоснабжения.
Что часто удорожает систему. Так, жители района Роклифф выразили желание, чтобы мусор собирали у задних дверей домов, а не на обочине, и готовы дополнительно платить за это. Соответственно, в 1986 г. на домовладение в районе Роклифф приходилась плата 103,97 долл. в год за уборку мусора.
Как правило, муниципалитеты заключают контракты с частными владельцами пикапов на вывоз мусора. более того, некоторые муниципалитеты стали осуществлять программы повторного использования твердых отходов.
Как уже отмечалось, региональные власти отвечают за утилизацию отходов. Стоимость содержания хранилищ покрывается за счет платы за привозимый мусор, которую вносят муниципалитеты и частные фирмы. Регион делает крупные инвестиции в организацию размещения мусора в целях защиты окружающей среды. Это в свою очередь увеличивает плату, взимаемую за хранение. Однако пока плата еще не очень высока, так как действует много старых, недорогих хранилищ.
Хотя размещение твердых отходов менее дорогостоящее, чем строительство дорог или очистка сточных вод, но оно сложно в техническом отношении и создает трудности в политическом плане, вызывая отрицательное отношение общественности, обеспокоенной последствиями для окружающей среды.
защита окружающей среды включает: контроль за качеством воздуха, воды и почвы. Мониторинг окружающей среды ведут федеральные, провинциальные и местные службы. Отдел, занимающийся окружающей средой в РМОК, главным образом обеспокоен общими проблемами загрязнения региона.
3. сравнение Оттавы и Мехико
город политический экономический социальный
Как Оттава, так и Мехико являются столицами двух государств — Канады и Мексики, стран с совершенно различной историе, с разной инфраструктурой, с разными темпами развития и разными задачами совершенствования. Также очень важно учитывать при сравнении и культурный аспект. Влияние на развитие: Мехико — испанской культуры, а Оттавы — французской и английской культур.
Сравнение, пожалуй, следует начать с того, что два города расположены в различных климатических условиях, отсюда у каждого города свои, экономические, экологические, социальные и другие проблемы.
Население городов также различно и различна динамика роста городов: Мехико в настоящее время в 12 раз больше Оттавы, а по прогнозам социологов в ближайшие 20 — 30 лет он может вырасти еще в два — три раза.
Если органы власти Оттавы обращают больше внимание на состояние коммунальных служб города, сеть автомобильных дорог, водоснабжение и сбор налогов, то власти Мехико должны бороться в первую очередь с преступностью, которая в первую очередь беспокоит жителей столицы Мексики. Преступность и коррумпированность полиции не позволяет упорядочить и налоговую систему столицы Мексики.
Бурный рост экономики Мексики не позволяет в настоящее время нормально функционировать всем структурам города, об этом говорит к примеру факт о нехватке муниципального транспорта, в то же время в Оттаве услугами транспорта могут и пользуются большинство граждан города. В Мехико к примеру метрополитен может обеспечить проезд только 30 — 40% своих жителей.
Говоря о развитии промышленности двух этих городов следует отметить, что столица Канады специализируется в первую очередь на высокотехнологичных производствах, что требует более высококвалифицированных работников и приносит более высокие доходы. В то же время промышленность Мехико специализируется на нефтепереработке, металлообработке, что ухудшает и без того не благоприятную экологическую обстановку в городе. Интеллектуальный потенциал Оттавы в данной ситуации естественно выше потенциала в Мехико. В настоящее время уровень заработной платы в Оттаве выше чем в Мехико, что также способствует более стабильному и динамичному функционированию социальных структур города.
Оттава и Мехико способны привлекать к себе как культурные центры, большое количество туристов, которые могут приносить ощутимый доход в казну городов, однако высокая преступность в Мехико отпугивает туристов от посещения Мексики. В этом отношении, по моему мнению, Мехико напоминает Москву в 90-е годы прошедшего столетия.
одной из главных проблем Мехико является нехватка жилого фонда, при увеличении населения города в 800 тысяч в год, эта проблема с каждым годом становится все острее, в Оттаве же данной проблемы можно сказать не существует.
Рассматривая и сравнивая два города можно сказать что тенденции развития, сложившиеся в 80-е — 90-е годы XX столетия и наметившие дальнейшее развитие этих городов будут определяющими и в XXI веке, во всяком случае об этом говорят первые годы нового тысячелетия.
Заключение
В заключении данной работы следует подвести некоторые ее итоги. Итак нами были взяты для рассмотрения два современных города Северной и Латинской Америк, являющихся столицами Мексики и Канады.
В данной работе были рассмотрены города Оттава и Мехико, даны их экономические, социальные, политические и другие характеристики, из которых были сделаны сравнительные выводы этих двух мегаполисов. Следует сказать, что сравнивать два таких города с одной стороны просто, так как они в настоящее время представляют собой совершенно разные достижения проявлений цивилизации, с другой стороны довольно сложно, так как у этих городов совершенно разные проблемы, к решению которых их власти подходят с разных сторон.
Исходя из рассмотрения, следует отметить, что и Мехико, и Оттава, остаются перспективными центрами своих стран, развиваются с интенсивностью соответствующей развитию данных стран и способны в настоящее время к решению накопившихся проблем и противоречий, хотя следует признать, что для Мехико этот путь окажется более сложным чем для Оттавы.
Список литературы
1)Алехин Б.И., Комкова Е.Г. Канада в мировой торговле, — М.: «Наука», 2006
2)Ажаева В.С. Оттава: структура управления и социально-экономическая политика // крупнейшие города мира: проблемы экономики и управления. Сб. статей, — М.: российская академия наук, 1995. С. 76 — 108.
3)Вайяль Петр. другая Америка // Иностранная литература. 1996, декабрь.
4)Паска Н. планеты, — 2003, №4.
)Столицы стран мира. — М.: Политиздат, 1965. — 320 с.
)Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в ОША и Канаде. — М.: Наука, 1987.