Учебная работа. Развитие региональных интеграционных процессов в современном мире

Развитие региональных интеграционных процессов в современном мире

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тюменский государственный нефтегазовый университет"

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра экономики товарных рынков

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: мировая экономика

на тему: Развитие региональных интеграционных процессов в современном мире

Выполнила: ст. гр. ПМН(б)-13-1

Фоминцева О.С.

руководитель: ассистент

Межецкая Т.А.

Тюмень, 2014

Содержание

Введение

. Предпосылки и сущность региональной экономической интеграции

.1 Определение предпосылок и сущности региональной экономической интеграции

.2 Этапы развития экономической интеграции стран и ее формы

. Анализ практики региональной экономической интеграции зарубежных стран

.1 Анализ практики региональной экономической интеграции в странах ЕС

.2 анализ практики региональной экономической интеграции между США и Канадой

.3 анализ практики экономической интеграции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона

. Определение проблем региональной экономической интеграции в зарубежных странах

.1 Оценка эффективности региональной экономической интеграции

.2 проблемы региональной экономической интеграции и пути их решения

Заключение

список использованной литературы

Приложения

Введение

Данная исследовательская работа в области мировой экономики посвящена теоретическому исследованию региональной экономической интеграции, а также анализу практики региональной экономической интеграции зарубежных стран и определению проблем региональной экономической интеграции в них.

Актуальность: процесс формирования интеграционных объединений является одной из объективных тенденций развития современного мирового хозяйства и международных экономических отношений, что подтверждается, в частности, их широким распространением в мировой практике. высокие темпы развития мировой экономики предъявляют повышенные требования и к национальным хозяйствам, значительные резервы роста которых лежат и в сфере интеграции. важнейшей целью и результатом интеграции является повышение эффективности использования национальных потенциалов за счет взаимовыгодного объединения усилий и ресурсов при решении проблем экономического роста. Однако, как показывает мировой опыт, преимущества интеграции в полной мере проявляются лишь при условии всесторонней проработки данного процесса, стратегии и тактики его реализации. В противном случае, положительный эффект преобразований может быть незначительным. Национальные государства постепенно утрачивают возможность самостоятельно справляться со сложными экономическими, социальными, экологическими, научно-техническими, политическими и другими проблемами. Региональным сообществам легче противостоять новым вызовам XXI века.

Целью курсовой работы является анализ роли интеграционных процессов в современном международном экономическом и политическом развитии, а также важнейших международных интеграционных структур современности.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

·раскрыть содержание феномена интеграции и рассмотреть развитие процессов интеграции, а также различные его виды;

·определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать воздействие интеграционных тенденций на эволюцию системы международных отношений;

·показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии, дать характеристику важнейшим интеграционным объединениям.

Объект исследования — региональные интеграционные процессы.

Предмет исследования — региональные интеграционные процессы в странах ЕС, США и Канаде, странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

методы исследования: в данной сфере крайне важным является именно комплексный подход, который позволяет рассматривать проблему целиком во всем многообразии ее проявлений. Под комплексным подходом применительно к данной проблеме понимается анализ преимуществ, сложностей и динамики интеграционных процессов с учетом степени реализации целей такого рода союзов и ограничений, накладываемых на возможности их развития спецификой национальных экономик стран-участниц.

Исследователи интеграционных процессов: шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин — авторы теории сравнительных преимуществ, Ж. Руэфф, Р. Шуман, В. Хальштейн, М. Панич, Е. Бенуа, Ж. Моне, П. Робсон — философско-категориальное осмысление и обоснование практической необходимости интеграционного развития стран, В. Репке, М. Аллэ — неолиберализм, Г. Мюрдаль — структурализм, Р. Купер — неокейнсианизм.

1. Предпосылки и сущность региональной экономической интеграции

.1 Определение предпосылок и сущности региональной экономической интеграции

В переводе с латинского слово "интеграция" означает сращивание частей в единое целое, состояние связанности отдельных частей и функций системы в целом, а также процесс ведущий к системы такому состоянию.

В основе региональной интеграции, в том числе западноевропейской, лежат, с одной стороны, стихийный процесс усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и национальных рынков, рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие и углубление международного разделения труда, а с другой — сознательное совместное регулирование государствами их взаимных экономических связей, создание наднациональных структур по управлению интеграционными процессами. В Западной Европе интеграционные процессы начались после Второй мировой войны в экономике, переживавшей тяжелый кризис. В дальнейшем интеграция вышла за чисто экономические рамки; в настоящее время интеграционные процессы развиваются в социальной, культурной, военной, политической и других областях. [6]

Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие:

. Экономико-географические предпосылки: территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно. Например, в 1960 г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. поэтому географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран.

. Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

. Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных собой государствах, то для экономического между сближения появляются дополнительные предпосылки.

. Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения. [2]

Интеграция отличается от других мирохозяйственных процессов. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса, ориентированного на потребности региона в целом; процесс, освобождающий движение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы от национальных перегородок; создание единого внутреннего рынка; рост производительности труда и уровня жизни в странах объединения.

Международная региональная экономическая Интеграция — это процесс сближения экономик нескольких государств, способный доходить до их полного слияния и образования единого хозяйственного целого, в котором экономические отношения между странами ничем существенно не отличаются от тех, которые обычно существуют между регионами отдельной страны, а решающую роль в экономической политике начинают играть не органы управления отдельных государств, вошедших в интеграционную группу, а общие для них управленческие органы. Различия между экономикой группы стран и экономикой отдельной страны, которые ликвидируются в процессе региональной международной экономической интеграции, сводятся к следующим: во-первых, если в пределах одной страны товары, услуги, капиталы и рабочая сила перемещаются свободно, то переход их из одного государства в другое обычно является объектом государственной регистрации и контроля, чаще всего существенно ограничивается и используется государствами для пополнения своих доходов за счет взимания значительных денежных сумм в форме таможенных пошлин, платы за получение лицензий на ввоз товаров и т.п.; во-вторых, товары, услуги, капиталы и рабочая сила, мигрирующие из одного региона страны в другой, все время остаются в пределах действия системы государственных законов этой одной страны, в том числе и таких, которые регулируют экономические отношения. В отличие от этого товары, услуги, капиталы, рабочая сила, перемещающиеся за границу, переходят из одного юридического пространства в другое, что создает ряд сложностей (двойное налогообложение, другое, несовпадение технических, экологических, санитарных норм др.); в-третьих, в масштабах групп стран существует несколько валют и центральных банков, регулирующих обращение денег, в то время как во всех регионах одной страны в обороте находится одна национальная валюта, регулируемая одним центральным банком; в-четвертых, международное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы является объектом специальных межправительственных договоров и соглашений, положения которых не распространяются на экономические отношения, существующие внутри стран. [3]

Уменьшение всех этих различий вплоть до их полной ликвидации и есть процесс международной региональной экономической интеграции. Различия могут быть ликвидированы лишь в результате действия государств или специальных международных организаций. Проблема международной экономической интеграции — это проблема экономической политики государств и созданных ими международных организаций. Международной экономической интеграцией нельзя назвать всякое хозяйственное сближение, а лишь такое, которое осуществляется политически самостоятельными государствами и носит добровольный характер, является результатом действий государств. [7]

существуют два основных пути превращения экономики нескольких стран в единое целое:

политическое объединение двух или нескольких стран предшествует экономическому и выступает его решающим фактором; в качестве примера можно привести объединение Германии;

добровольная экономическая интеграция стран, остающихся политически самостоятельными. именно так и происходит интеграция европейских стран. Интеграция — противоречивый и многомерный процесс. Хотя складывание интеграционного объединения — результат действий государств, национальные интересы государств Европы иногда вступают в противоречие с логикой развития объединительного процесса, направленного на усиление наднациональных структур сообщества. Усиление интеграционных процессов сталкивается с ростом национального самосознания и национализма. Кроме того, на пути строительства западноевропейского интеграционного комплекса стоят и другие объективные трудности: языковая, культурная, этническая специфика: национальные особенности государственно-правовых и административных систем; различия в уровнях экономического и социального развития отдельных регионов; необходимость найти компромисс между экономическим ростом и социальной справедливостью, геополитическими интересами и национальными устремлениями; требование сбалансированности между развитием интеграции "вглубь" и "вширь". [9]

.2 Этапы развития экономической интеграции стран и ее формы

прообразы современных международных организаций возникли ещё в древности и видоизменялись с развитием общества. В древней Греции в IV в. до н. э. появились первые постоянные международные организации в виде союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония), которые сближали греческие государства. В средние века создавались международные экономические и таможенные объединения. Одним из первых был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневековой раздробленности Северную Германию. Этот союз окончательно оформился в XVI в. В начале XIX в. был создан Германский таможенный союз. Первой МПО в современном понимании считают Центральную комиссию по судоходству на Рейне (1815). Международные организации становятся заметными акторами международных отношений во второй половине XIX в. С тех пор количество международных организаций и их влияние неуклонно растут. [2]

В настоящее время существуют четыре основных вида интеграционных объединений. В то же время, поскольку интеграция является историческим процессом, можно выделить четыре основных этапа, каждому из которых свойственна определенная форма.

первая форма интеграции — простейшая — создание зоны свободной торговли, когда государства договариваются о снятии таможенных барьеров во взаимной торговле. Эта форма интеграции требует минимальных изменении существующей системы международных экономических связей и минимального отказа от национального суверенитета, однако даже она ставит государства-члены перед рядом серьезных проблем. В частности, ассоциации свободной торговли делают неэффективными меры таможенной защиты большинства их членов, направленные против импорта товаров из третьих стран, поскольку и после образования таких групп остаются неодинаковыми таможенные барьеры, призванные препятствовать чрезмерному импорту товаров из третьих стран. При этом зачастую экспортеры из третьих стран везут товары не непосредственно через границы той страны, для которой они предназначены, а выбирают товары туда, а уже затем беспошлинно доставляют их в истинную страну назначения. При таких условиях все страны ассоциации (за исключением имеющих самый низкий уровень таможенного обложения импорта) теряют возможность регулировать размеры импорта путем повышения и понижения пошлин, а также лишаются значительных доходов, получаемых от импортеров из третьих стран. На практике применяются три способа, направленные на то, чтобы нейтрализовать этот недостаток: 1) ограничение взаимной свободной торговли только теми товарами, которыми члены ассоциации торгуют друг с другом (EAСТ); 2) исключение товаров, реэкспортируемых из третьих стран, из списка товаров, на которые распространяется режим свободной торговли (НАФТА, прежде всего Мексика); 3) установление единых таможенных пошлин по отношению к третьим странам во всех государствах интеграционной группы.

вторая форма интеграции предусматривает складывание таможенного союза. Это особая интеграционная группа, которая характеризуется не только отсутствием ограничений во взаимной торговле, но и договоренностью о единых таможенных тарифах по отношению к третьим странам, а также свободным перемещением товаров и услуг внутри этой группы стран.

Третья форма интеграции предусматривает следующее. Зоны свободной торговли и таможенные союзы устанавливают лишь одну свободу — свободу передвижения товаров в пределах интеграционного блока, однако в настоящее время границы стран пересекают не только товары, но также услуги, капиталы и рабочая сила, и в последних трех случаях государство обычно довольно жестко регулирует этот процесс. Таким образом, беспрепятственное движение товаров через границы еще не обеспечивает установления такого же порядка пересечения этих границ, какой существует между регионами одной и той же страны, следовательно, дальнейшая международная экономическая интеграция требует добавления к одной свободе пересечения границ товарами еще трех — границы должны переходить также услуги, капиталы и рабочая сила.

Интеграционная группа, в которой существуют "все четыре свободы, а также обеспечивается выравнивание условий конкуренции для каждой отдельной страны, образует особую форму международной экономической интеграции — международное экономическое сообщество или, другими словами, общий рынок. Данное понятие определяет одновременно цели, предмет деятельности и специфику сообщества. Термин "рынок" свидетельствует о приверженности государств-членов принципам свободной конкуренции, а термин "общий" не только говорит о стремлении достичь в конечном счете объединения экономик государств — членов, но и определяет совместный характер их образа действий для достижения поставленной цели.

четвертая форма интеграции — экономический и валютный союз, которому присущи общая система регулирования экономической политики и общая валютная система он отличается от общего рынка тем, что национальные валюты интегрирующихся стран заменяются единой для всех стран союза, обращение которой регулирует не центральный банк какой-то отдельной страны, а общебанковское учреждение всех стран этого объединения. Для современного мира характерен процесс широкомасштабного государственного вмешательства в экономику. Государство устанавливает "правила игры для бизнесменов", решает те проблемы, с которыми Рынок не может справиться (обеспечение средствами существования нетрудоспособных, экологические проблемы и др.), через государственный бюджет собирает деньги на содержание государственного аппарата, армии, полиции и т.д. Системы вмешательства в экономику используемые государственными органами в разных странах, существенно различаются. При создании экономического союза все национальные системы государственного регулирования хозяйства ликвидируются заменяются одной, разработанной общими управленческими органами интеграционного блока; эта единая экономическая политика претворяется в жизнь не ее разработчиками, а государством каждой страны. Это отличает хозяйство экономического союза от экономики отдельной страны. [18]

Реализация четырех перечисленных выше процессов по сути означает завершение экономической интеграции. Создание политического союза предполагает глубокое всестороннее сотрудничество государств-партнеров на постоянной и долгосрочной основе, порождающее специфические институциональные и организационные формы повседневного взаимодействия.

2. Анализ практики региональной экономической интеграции зарубежных стран

.1 Анализ практики региональной экономической интеграции в странах ЕС

исходной точкой создания Европейского союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все Производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. И в 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1957 г. были учреждены еще два объединения — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). таким образом, Римский договор объединил три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом в единый экономический блок, который до 1992 г. назывался Европейским экономическим сообществом, а затем был переименован в Европейский союз (таблица 2.1).

В Европейском союзе с 1 января 1993 г. ликвидированы национальные механизмы контроля внутрирегиональных связей. критерием международной хозяйственной деятельности на всей территории ЕС стала экономическая целесообразность, поэтому внутри территории ЕС понятия "экспорт — импорт" потеряли всякий смысл. Единственным сопроводительным документом при международной транспортировке груза остался товарный чек на его покупку. За годы существования и развития ЕС создан также единый рынок финансовых услуг. В налоговой сфере постепенно, путем преодоления различных трудностей продолжается гармонизация налогов и систем налогообложения стран ЕС. Важнейшей составной частью европейской экономической интеграции стала валютная интеграция стран ЕС. Объективной основой валютной интеграции послужили достижения в сфере формирования единого регионального хозяйственного комплекса. Формирование валютного союза в рамках ЕС и введение единой европейской валюты в безналичное обращение с января 1999 г. потребовало от стран ЕС и его органов управления как теоретического осмысления, так и практического решения проблем впервые в мире осуществляемой международной валютной интеграции. Европейский союз создал следующие общие наднациональные или межгосударственные органы управления: Совет министров — законодательный орган; Комиссия Европейского союза — исполнительный орган, только он имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты законов; Суд Европейского союза — высший судебный орган; Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов; Европейское политическое сотрудничество — комитет, в состав которого входят министры иностранных дел стран ЕС и один член Комиссии ЕС.

законода ЕС представлено следующими видами законодательных актов: постановлениями — это наднациональные законы, которые приобретают законную силу во всех странах-членах, они выше национальных законов отдельно взятых стран — членов ЕС; директивами — это законодательные акты, содержащие общие положения. страны — члены ЕС должны конкретизировать их в специальных постановлениях. Основой законодательства Европейского союза являются пять принципов:

) свободный торговый обмен (свободная торговля);

) свобода выбора места жительства;

) свобода предоставления услуг;

) свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Законодательные акты ЕС непосредственно заменяют национальные законы стран-членов в области внешнеторговой политики, аграрной политики, торгового и гражданского права, налогового права (сближение систем налогов на Прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС). Право всех граждан стран — членов ЕС без каких-либо ограничений жить и работать в любой стране-члене ЕС также главенствует над национальными законодательствами. Страны — члены ЕС сознательно и добровольно отказались от своего суверенитета в достаточно крупном масштабе. Они отказались от самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в компетенцию ЕС весь комплекс торгового и гражданского права, регулирующий конкуренцию, а также деятельность картелей и монополий. Для успешного развития экономической интеграции вглубь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран — членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяйственного взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленность, наука, торговля и внешнеэкономическая деятельность, финансы и кредитно-валютные отношения, регулирование конкуренции между западноевропейскими и транснациональными корпорациями, регулирование хозяйственных отношений между различными регионами стран ЕС, координация гуманитарной помощи и т.д.

Относительные успехи (таблица 2.2) экономики за последние 10 лет объясняются тем, что система управления основывается на разумном сочетании мероприятий, устраняющих препятствия для свободного международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутренних производителей ЕС. Внешнеторговая политика на нынешнем этапе предоставляет национальным правительствам стран ЕС следующие возможности: вводить импортные квоты по товарам из третьих стран; заключать договоры о так называемых добровольных ограничениях экспорта; использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текстильными волокнами; сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями Великобритании. Эти меры помогают странам ЕС обеспечить своим экспортерам и импортерам предпочтительные позиции в международном бизнесе. Основное назначение конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы устранять государственные и частные барьеры на пути развития открытой и свободной конкуренции, что крайне важно для стимулирования межстранового экономического сотрудничества в интересах международного бизнеса. Валютная и налоговая политика — это ключевые звенья суверенитета каждой страны, поэтому именно здесь хорошо видно противоречие между стремлением к объединению Европы и желанием отдельных стран сохранить по возможности собственный суверенитет (например, Великобритания, Дания и Швеция воздержались от перехода на евро). Переход 12 стран ЕС на евро существенно облегчил ведение международного бизнеса как внутри ЕС, так и за его пределами.

.2 анализ практики региональной экономической интеграции между США и Канадой

Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) вступило в силу с 1 января 1994 года, закрепив подписанное в 1988 году Соглашение о зоне свободной торговли между США и Канадой (КУСФТА). В 2003 г. Была создана зона свободной торговли в основном, а с 1 января 2008 г. — окончательно на основе ликвидации сохранявшихся таможенных пошлин и количественных ограничений на чувствительную продукцию между США, Канадой и Мексикой. Соглашение создало крупнейшую в мире зону свободной торговли, с численностью населения в 444 млн человек, объемом совокупного ВВП 17 трлн долл.

В отличие от европейского союза, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших органов власти стран-участниц, в Северной Америке Интеграция шла снизу вверх, то есть сотрудничество американских и канадских компаний на микроуровне получило закрепление на межгосударственном уровне.

Доминирующие позиции в НАФТА занимают США, о чем свидетельствуют основные макроэкономические показатели стран-участниц (таблица 2.3). бесспорно, что именно создание НАФТА повлияло на повышение привлекательности канадской экономики для иностранных инвесторов. В сфере высоких технологий безусловное лидерство принадлежит США, а Канада, хотя и уступает, но отличается достаточно развитыми техноемкими отраслями. В Мексике развивается сборочное Производство на предприятиях макиладорас, размещенных на американо-мексиканской границе.

Интеграционные процессы в рамках НАФТА оказали существенное влияние на экономики США, Канады, Мексики. Интеграционное объединение НАФТА, которое в настоящее время является одной из крупнейших зон свободной торговли в мире демонстрирует явные преимущества от либерализации торговли. Соглашение внесло значительный вклад в экономический рост и повышение уровня жизни населения в трех странах. В ходе углубления интеграции страны учредили совместные предприятия по производству товаров и услуг, что позволило канадским, мексиканским и американским фирмам упростить доступ к технологиям, снизить Издержки производства, а также активизировать сотрудничество во взаимных рамках с целью укрепления позиций этих стран на международных рынках. Североамериканская интеграция оказала значительное влияние на функционирование банковского сектора. Так, активизировалась деятельность американских банков в Канаде и канадских — в США. американские банки и другие финансовые учреждения получили возможность открывать свои филиалы на территории Мексики.

По мнению Хафбауэра Г.К. и Скота Д.Д., экспертов из Института международной экономики Петерсона, влияние НАФТА на экономику стран-членов очевидно. Соглашение НАФТА было разработано для содействия экономическому росту путем усиления конкуренции на внутреннем рынке и поощрения инвестиций, как из внутренних, так и из зарубежных источников. И это сработало. Североамериканские фирмы отличаются большей эффективностью и уровнем производительности. Они провели реструктуризацию в целях достижения эффекта масштаба экономики и углубления внутриотраслевой специализации. С тех пор, как Соглашение вступило в силу, во всех странах, участвующих в НАФТА, уровень жизни населения неуклонно растет, о чем свидетельствуют следующие факты.

Рост объемов торговли. Общая взаимная торговля между США, Канадой и Мексикой, благодаря образованию НАФТА, выросла с 297 млрд долл. В 1993 г. До 946 млрд долл. В 2008 г., или в 3,2 раза. Сегодня ежедневная торговля между партнерами составляет примерно 2,6 млрд долл., или это — 108 млн долл. в час. В рамках НАФТА осуществляется 80% торговли Канады и Мексики и больше трети совокупной торговли США.

Рост благосостояния населения. после вступления соглашения НАФТА в силу, совокупный ВВП Канады, Соединенных Штатов и Мексики превысил 17 трлн долл. в 2008 году по сравнению с 7,6 трлн долл. В 1993 г., или возрос в 2,2 раза.

Создание новых рабочих мест и повышения занятости населения. Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли в Главе 16 упростило получение временного разрешения на деловую или инвестиционную деятельность граждан стран-партнеров. Благодаря интеграции предприятия стран, участвующих в НАФТА повысили уровень конкурентоспособности и прибыльности, что содействовало созданию новых рабочих мест. Так, в течение 1993-2008 гг. было создано 39,7 миллиона рабочих мест. В результате уровень занятости в 2008 г. достиг 205,7 миллионов человек, что составляет примерно половину от совокупности численности населения трех стран-партнеров НАФТА (444,1 млн. человек).

Рост инвестиций. Интеграция в рамках НАФТА содействует росту притока инвестиций, особенно во взаимных рамках. Причина связана со снижением некоторых инвестиционных рисков, когда инвесторы из стран-членов имеют те же права и обязанности, как и местные инвесторы в рамках национального режима. Интеграция, укрепив связи между фирмами трех североамериканских стран, позволила им участвовать на недискриминационной основе в торгах на государственные закупки, что расширило возможности для привлечения бизнеса. В 2008 году накопленные прямые иностранные инвестиции Канады и США, вложенными странами-партнерами по НАФТА, достигли 469,8 млрд. долл. Между тем, как Мексика стала одним из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) среди развивающихся рынков, а объем ПИИ из двух других стран НАФТА составил 156 млрд. долл., совокупный приток ПИИ в страны НАФТА в 2008 году составил 625,8 млрд. долл.

Интеграция содействовала снижению цен, расширению ассортимента и повышению качества товаров во всей Северной Америке. основной причиной снижения цен и повышения качества товаров является торговая либерализация (ликвидация таможенных пошлин и либерализация нетарифных ограничений во взаимной торговле). На средства, сэкономленные от беспошлинного импорта, приобретается большее количество товаров по более низкой стоимости. Также была внедрена многоязычная маркировка продукции, что привлекательно не только для потребителей в регионе НАФТА, но и в других странах. Например, в Канаде этикетки стали печататься на двух государственных языках (французском и английском).

Развитие аграрного сектора. Создание НАФТА оказало значительное воздействие на развитие аграрного сектора в США и Канаде. По причине затяжного аграрного кризиса в 80-х гг. мексиканская экономика стала зависима от импорта сельскохозяйственной продукции. Если до начала 70-х гг. Мексика импортировала 230 тысяч тонн зерна в год, то в 1971-1976 годах — более 2 млн. тонн, в 1977-1982 годах — 5,4 млн тонн, в 1983 — 1987 — 6,9 млн тонн. основными поставщиками выступили партнеры Мексики по североамериканской интеграции — США и Канада. С 1990 года Мексика ежегодно ввозит (главным образом из США) более 10 млн. тонн зерновых продуктов. таким образом, более активное включение Мексики в североамериканскую интеграцию создавало условия для более динамичного развития экономик ее партнеров — США и Канады. В частности, это позволило США увеличить занятость в сельском хоз-ве на 50 тысяч человек в 1994 году.

.3 Анализ практики экономической интеграции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона

АТР — экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств (приложение), объединённых дипломатическими и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход в Тихий океан и используют его пространство для транспортного сообщения. Важными промышленно-торговыми центрами в составе АТР являются развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР составляет 3,5 млрд человек.

Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходиться 40% от объема мировой торговли и внешнеэкономических операций. Промышленное Производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии.

Страны, находящиеся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, находятся на разных стадиях социально-экономического развития, принадлежат к разным культурам и конфессиям. Разные политические системы, политические традиции определяют специфику взаимодействия стран в этом регионе. Это регион, где сталкиваются интересы крупных государств, борющихся за гегемонию на всём пространстве АТР и маленьких стран, которые стремятся не допустить навязывание им своих интересов со стороны США, Китая, японии и др. Для более полного понимания АТР предоставлю информацию о некоторых странах, которые в него входят (приложение). Все страны, из которых состоит Азиатско-Тихоокеанский регион, не похожи друг на друга. Каждая из них имеет яркие черты, присущие только ей. Однако их объединяет отношение к Тихому океану, отношение к Азии, торговые и другие отношения, а также межрегиональные организации, в которые они входят.

Азиатско-Тихоокеанский регион благодаря интенсивному росту экономик стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а также присутствию в нем США в последние десятилетия получил статус ведущего мирового центра экономической активности. В этом регионе сосредоточены такие важные факторы развития, как финансы и высокие технологии (Китай, США, Япония, Южная Корея, Сингапур), природные ресурсы (россия, Канада, Австралия, ЮВА), трудовые ресурсы (Китай, ЮВА), высокоразвитое сельское хозяйство (Австралия, Канада, США, новая Зеландия, Чили и Филиппины), а также огромные рынки для всех видов товаров и удобные транспортные коммуникации.

Десятилетиями здесь ведут острую конкурентную борьбу и успешно сотрудничают три крупнейшие экономики мира — США, Китай и Япония. Взаимодействие этих трех игроков уже сейчас определяет геополитический баланс не только региона, но и мира. Несмотря на то, что пока они непосредственно не являются членами основных торговых блоков в АТР, во многом именно их позиции, интересы и взаимодействие обусловливают перспективы развития зон свободной торговли в регионе.

Одновременно усиливается и влияние иных государств региона, пример чему — растущая конкуренция между японскими и корейскими промышленниками, повышение роли блока АСЕАН, экономическое усиление Индии. Интеграция международный глобальный регион

Прямым следствием значительной активизации взаимодействия и конкуренции стали интеграционные процессы двух видов: зоны свободной торговли между основными торговыми партнерами и между регионами. Сегодня можно констатировать, что этап формирования межстрановых или двусторонних ЗСТ в основном завершен, а доминирующей тенденцией становится создание межрегиональных объединений, важнейшими из которых в АТР являются:

1.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — региональная межправительственная организация (таблица 2.4). В рамках АСЕАН действует договор о свободной торговле между странами-членами (АФТА). Договоры о свободной торговле с блоком АСЕАН с 2008 года имеет Япония, с 2010 года — Австралия, Индия, Китай, Корея, Новая Зеландия. координация вопросов экономического сотрудничества также осуществляется в рамках форумов АСЕАН+3 (Китай, Корея, Япония) и АСЕАН+6 (Австралия, Индия, Китай, Корея, новая Зеландия, Япония). (таблица 2.5)

2.Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (до 2005 года — Бангкокское Соглашение). Является первым соглашением о преференциальной торговле между странами АТР. Начало формирования — 1975 год, количество участников — 8 стран, в том числе с 2001 года — Китай. Вступление КНР в этот блок, а также участие с момента основания Индии и Кореи позволяет рассматривать его как одно из ведущих интеграционных объединений в регионе.

.Транс-Тихоокеанское партнерство (TPP, до 2010 года — Транс-Тихоокеанское стратегическое экономическое партнерство). Начало формирования — 2005 год, количество участников по состоянию на декабрь 2012 г. — 4 страны (Бруней, Новая Зеландия, Сингапур, Чили), переговоры о вступлении ведут 7 стран, включая США, Канаду и Австралию. В перспективе имеет хорошие шансы стать ведущим экономическом блоком не только в АТР, но и в мире. С учетом кризиса переговоров в рамках всемирной торговой организации США играют сегодня лидирующую роль в дискуссиях о расширении ТРР, рассматривают его как важнейший приоритет внешнеторговой политики на ближайшие годы и "модель регионального торгового соглашения XXI века". особый акцент при этом США уделяют вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, окружающей среды и свободы перемещения трудовых ресурсов.

.Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум стран АТР для рассмотрения вопросов сотрудничества в области региональной торговли и либерализации капиталовложений. Начало формирования — 1989 год, количество участников по состоянию на декабрь 2012 г. — 21 страна, включая Россию (таблица 2.6). В экономиках стран-участниц проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 54% ВВП и 44% мировой торговли. Стратегическая цель — создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. именно в рамках АТЭС сформирована в качестве долгосрочной цели концепция Азиатско-Тихоокеанской ЗСТ, инструментом реализации которой определено формирование TPP, АСЕАН+3 и АСЕАН+6.

.американские интеграционные объединения, прежде всего, Североамериканское соглашение о свободной торговле.

Велика их роль в создании прав и норм для либерализации экономического сотрудничества, экономической интеграции, внедрения демократических форм межгосударственного общения, обеспечения безопасности. Особенное внимание уделяется созданию организационных и правовых основ противодействия терроризму.

3. Определение проблем региональной экономической интеграции в зарубежных странах

.1 Оценка эффективности региональной экономической интеграции

важность оценки эффективности региональной интеграции как на этапе принятия решения об интегрировании и выборе его вектора, так и на этапе определения эффективности интеграционного процесса и поиска путей его совершенствования обуславливает необходимость уточнения эффектов, оказываемых интеграционными процессами. Такими эффектами являются эффекты создания и отклонения торговли, появление которых обусловлено отменой торговых барьеров во взаимной торговле стран − участниц.

Сущность эффекта создания торговли заключается в следующем:

наличие у интегрирующихся стран, сравнительных преимуществ в отношении третьих стран;

сходство структуры производства в странах

комплементарность торговли стран — участниц

масштабы экономики

Интеграционные эффекты также получили название динамических эффектов. Их характерной особенностью является общеэкономический характер воздействия: они меняют эффективность производства, пространственную структуру национальной экономики, национальную конкурентную среду и т.д. Сущность динамических эффектов заключается в стимулировании изменений в национальной экономике за счет увеличения рынка (от национального до внутриблокового) с помощью устранения торговых барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках союзных стран.

Традиционно динамические эффекты делят на два типа − это эффекты, связанные с изменениями эффективности и роста национальной экономики (рост конкуренции и эффект экономии масштаба), и эффекты, связанные с релокацией производства (изменения отраслевой структуры национальной экономики интегрирующихся стран, и изменения пространственной структуры экономики).

Первый тип эффектов связан, помимо уже упомянутого расширения рынков в рамках, с изменениями в эффективности производства. В частности, факторами роста производительности вследствие участия страны в процессах региональной интеграции является увеличение объемов экспортно-импортных операций и улучшения условий торговли в рамках RIA. Вследствие этого отрасли экономики и отдельные предприятия сталкиваются с изменением производительности, связанным со следующими изменениями:

улучшение доступа к ресурсам, происходящих из других стран союза;

улучшение технологической составляющей производства в результате упрощения движения технологий в пределах интеграционного объединения;

рост объемов экспортно-импортных операций заставляет низкопроизводительные отрасли активизировать инновационную деятельность, а высокопроизводительные фирмы − расширять масштабы своей деятельности

Эффект экономии масштаба вследствие региональной интеграции базируется на том, что массовое производство сокращает средние затраты на Производство единицы продукции. Но это является недостижимым для малых национальных рынков.

Проанализированные выше традиционные эффекты экономической интеграции касаются, прежде всего, изменений в структуре внешней торговли интегрирующихся стран, и вызванных ими изменений в национальной экономике. Но влияние интеграционных процессов постоянно расширяется: оно охватывает не только производственную сферу и сферу обращения, но и другие области экономической жизни (финансово-инвестиционную, ресурсную), а также социальную, институциональную, инновационно-технологическую, инвайронментальную компоненты национального развития. Конечно, прямое влияние на внеэкономические компоненты национального развития проявляется преимущественно на углубленных стадиях интеграции, когда интеграционные процессы расширяют границы влияния, выходя за чисто экономические рамки и включая также социальную, институциональную, инновационную интеграцию. Однако и на первых (торговых) стадиях интеграции торговые эффекты осуществляют косвенное влияние на другие компоненты национального развития.

Например, изменения в географической и товарной структуре торговли изменяют насыщенность потребительского рынка товарами и, соответственно, уровень удовлетворенности потребительских нужд населения; релокация производства связана с изменениями в движении инвестиций, модификацией денежных потоков и трансформациями структуры занятости населения, а также влияет на уровень загрязненности окружающей среды.

анализ интеграционных процессов не может быть оторван от некоторых характеристик и содержания нашей эпохи. Конец ХХ-го и начало ХХ 1 века — определенная смена вех, векторов и парадигм развития, качественных изменений, которые ставят вопрос о "новой архитектуре мира". Мир приходит в движение, вступает в "новую эпоху" (К.Ясперс), движется к более открытому обществу. Здесь нас интересует ключевой вопрос: как взаимосвязаны глобализация и регионализация — две модели современного и будущего развития (схема 2.1 и схема 2.2).

.2 Проблемы региональной экономической интеграции и пути их решения

учитывая неравномерность распределения преимуществ интеграции, безусловно и негативные последствия интеграционных процессов в конкретной стране существенно будут зависеть от места, которое эта страна занимает в мировой экономике. В связи с этим выделим три группы угроз, опасностей, потенциальных проблем, возникающих на современном этапе развития интернационализации хозяйственной деятельности, в зависимости от того, на какие страны они могут распространиться.

В условиях интеграции возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от интеграционных процессов во всех странах, можно назвать:

неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

возможная деиндустриализация национальных экономик;

возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам;

возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

Наиболее болезненные последствия интеграции могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них — поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники),оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.

Интеграция для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:

увеличение технологического отставания от развитых стран;

рост социально-экономического расслоения,

обнищание основной массы населения;

усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;

ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.

Как уже отмечалось, наибольший выигрыш от участия в интеграции имеют промышленно развитые страны, получающие возможность снижать Издержки производства и сосредоточиваться на выпуске наиболее доходной наукоемкой продукции, перебрасывать трудоемкие и технологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т.д. В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами интеграции, можно назвать рост безработицы в результате:

внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность;

изменения структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств;

возросшей мобильности рабочей силы;

выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям.

Что же в конечном счете Интеграция несет странам — угрозу или новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзяостановить или "отменить", ибо таковоимперативное требование современного общества инаучно-технического прогресса"

Завершая рассмотрение проблем международной экономической интеграции, следует подчеркнуть, что интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, не поддающимся единой и окончательной оценке. Поэтому та или иная региональная (субрегиональная, государственная) модель интеграции не может быть механически "перенесена" — ни в теоретическом, ни (тем более) в практическом плане — на другой, даже очень "похожий" регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями.

Заключение

изучение таких понятий, как государственный бюджет, бюджетный дефицит необходимо для понимания экономических процессов, протекающих в РФ. Бюджетная политика государства включает в себя не только методы обеспечения доходов государства, но и методы расходования этих средств. И все вместе делается, прежде всего, в целях достижения макроэкономической стабильности, экономического развития страны.

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная Политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности РФ в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр", субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Известно, что государственный долг корнями уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита внешнем рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).

В настоящее время показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.

список использованной литературы

  • Даркин А.В. Интеграция в рамках НАФТА.//Научный электронный журнал "Региональные исследования".-№2.-2010.-с.10.
  • Бахлова О.В. Интеграционные процессы в современном мире: содержательные и пространственные характеристики// Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: Материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т./ под ред. А.Ю. Мельвиля. Т.6: новые тенденции в мировой политике/ под ред. В.С. Ягья, В.С. Денисенко. М.:МГИМО (У), 2007.-С. 60-69
  • Глазьев С.Ю. ЕС и ЕврАзЭС: сходство и различия интеграционных моделей [текст] / С.Ю. Глазьев, В.И. Чушкин, С.П. Ткачук // российский экономическийжурнал. — 2013. — № 3. — С. 73-79.
  • Комкова Е.Г. Канада и НАФТА: итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции/Комкова Е.Г.-М.,2009.-349 с.
  • Давыденко Е.В. Инвестиционно-технологическое взаимодействие россии со странами ЕС: проблемы и перспективы [текст] / Давыденко Елизавета Васильевна //Российское Предпринимательство. — 2013. — № 15 (237). — С. 4-14.
  • Дергачев В.А. Регионоведение [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Регионоведение", "Международные отношения" / В.А. Дергачёв, Л.Б. Вардомский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 519 с.
  • Дэниелс Джон Д. международный бизнес: внешняя среда и деловые операции [текст] = International business: environments and operations : пер. с англ. / Д.Д. Дэниелс, Л.Х. Радеба; ред. Л.И. Евенко. — М. : Дело Лтд, 1994. — 747 с.
  • Вагапова Д.Ф. НАФТА: влияние и интеграция на конкурентоспособность стран-членов [текст] / Д.Ф. Вагапова//Российский внешнеэкономический вестник.- 2011. — №10. — С. 94 — 108.
  • Зевин Л. Интеграция и интегрирование [Текст] / Л. Зевин // мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 9. — С. 123-128. — Рец. на кн.: Винокуров Е. Евразийская континентальная интеграция / Е. Винокуров, А. Либман. — Санкт-Петербург: Центр интеграционных исследований, 2012. — 224 с.
  • Иванов Ю.Н. Основы международной статистики [текст] : учебник по дисциплине регионального (вузовского) компонента "Статистика" для студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" / Ю.Н. Иванов [и др.] ; ред. Ю.Н. Иванов. — М. : Инфра-М, 2012. — 621 с.
  • Ломакин В.К. мировая экономика [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.
  • Межецкий А.Н. Международное Право [Текст] : учебное пособие / А.Н. Межецкий; ТюмГНГУ. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. — 100 с.
  • Оболенский В.П. россия и ВТО: первые итоги [Текст] / В.П. Оболенский // мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 9. — С. 3-11.
  • Остапенко Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятель и инструменты торговой политики ВТО в России [текст] / Остапенко Галина Фоминична // российское предпринимательство. — 2013. — № 9 (231). — С. 16-21.
  • Поляков В.В. Мировая Экономика и международный бизнес [Текст]: учебник для студентов вузов / государственный университет управления; ред. В.В. Поляков. — М. : КноРус, 2005. — 645 с
  • Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по специальностям "мировая экономика", Бухгалтерский учет и аудит", "финансы и кредит", "Налоги и налогообложение" / ред. : Б.М. Смитиенко. — М. : ИНФРА-М, 2005. — 512 с.
  • Улахович В.Е. Международные организации [текст] : справочное пособие / В.Е. Улахович. — М. : АСТ ; Минск: Харвест, 2005. — 400 с.
  • Цыганков П.А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / под ред. П.А. Цыганкова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Альфа-М : Инфра-М, 2007. — 320 с.
  • Чечурина М.Н. международная интеграция и международные организации: учеб. пособие / М.Н. Чечурина. — Мурманск, 2012. — 269 с.
  • Шифф Морис. Региональная Интеграция и развитие [Текст] / М. Шифф, Л.А. Уинтерс; науч. ред. В.Т. Рысин; пер. с англ. : Л.С. Головиной, А.И. Петренко = Regional Integration and Development / M. Schiff, L. A. Winters : научное издание. — М. : Весь мир, 2005. — 376 с.
  • Приложение 1

    Таблица 2.1

    ДатаСтранаОбщее кол-во членов25 марта 1957Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция61 января 1973великобритания, Дания, Ирландия91 января 1981Греция101 января 1986Испания, Португалия121 января 1995Австрия, Финляндия, Швеция151 мая 2004Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония251 января 2007Болгария, Румыния271 июля 2013Хорватия28

    Таблица 2.2 Темпы роста ВВП ЕС

    Страны-члены% роста ВВП20052006200720082009201020112012Австрия2.03.33.41.4-3.82.12.70.8Бельгия2.02.92.71.0-2.82.41.8-0.2Дания2.53.91.8-0.8-5.71.61.1-0.6Финляндия2.84.94.40.3-8.53.32.8-0.2Франция1.72.01.9-0.1-3.11.71.70.0Германия0.82.92.51.1-5.14.23.00.7Греция3.84.24.0-0.2-3.1-4.9-7.1-6.4Ирландия5.95.75.3-2.1-5.5-0.81.40.7Италия0.61.81.5-1.2-5.51.80.4-2.4Люксембург5.06.15.4-0.7-4.12.91.70.2Нидерланды1.53.03.51.8-3.71.61.0-0.9Португалия0.81.42.40.0-2.91.9-1.6-3.2Испания3.63.93.80.9-3.7-0.30.4-1.4Швеция3.34.12.6-0.6-5.06.63.70.8великобритания1.82.93.1-1.0-4.01.80.90.2Болгария6.26.36.26.2-5.50.41.80.8Кипр3.94.04.43.6-1.91.30.5-2.4Чехия6.46.46.53.1-4.52.51.9-1.3Эстония10.211.27.1-4.2-14.13.38.33.2Венгрия4.13.91.30.9-6.81.31.6-1.7Латвия10.611.910.2-3.3-17.7-0.95.55.6Литва7.97.78.82.9-14.81.55.93.6Мальта3.43.43.83.9-2.62.91.70.8Польша3.66.26.55.11.63.94.32.0Румыния4.18.48.07.3-6.6-1.12.20.3Словакия6.68.510.45.8-4.94.43.22.0Словения4.15.76.13.4-7.81.20.6-2.3

    Таблица 2.3 основные макроэкономические показатели стран-участниц НАФТА в 2008 г.

    Партнеры НАФТАКанадаСШАМексикаВсегоНаселение (млн человек)33,3304,1106,7444,1ВВП (в трлн долл.)1,50114,4411,08717Торговля внутри НАФТА (в млрд долл.)570,8919,9393,5946,1Приток ПИИ в страны НАФТА (млрд долл.)240,0229,8156,0625,8Создание рабочих мест 1993-2008 (млн)4,325,19,339,7Уровень занятости (млн человек)17,1145,443,2205,7

    Приложение 2

    Список стран, традиционно включаемых в Азиатско-Тихоокеанский регион:

    1. Австралия

    . Бруней

    . Вануату

    . Восточный Тимор

    . Вьетнам

    . Гватемала

    . Гондурас

    . Гонконг

    . Индонезия

    . Камбоджа

    . Канада

    . КНДР

    . КНР

    . Колумбия

    . Коста-Рика

    . Макао

    . Малайзия

    . Маршалловы Острова

    . Мексика

    . Микронезия

    . Науру

    . Никарагуа

    . новая Зеландия

    . Палау

    . Панама

    . Папуа — Новая Гвинея

    . Перу

    . россия

    . Республика Корея

    . Сальвадор

    . Самоа

    . Сингапур

    . Соломоновы Острова

    . Таиланд

    . Тонга

    . Тувалу

    . США

    . Фиджи

    . Филиппины

    . Французская Полинезия

    . Чили

    . Эквадор

    . Япония

    страны, чаще относимые к АТР:

    . Мьянма

    . Монголия

    . Непал

    страны реже относимые к АТР (национальные географы считают Индийский океан частью Тихого океана):

    . Индия

    . Шри-Ланка

    . Бангладеш

    приложение 3. Информация о некоторых странах, входящих в АТР

    СШАкрупнейшее государство, расположенное в Северной Америке. Территория 9400000 км. кв. (4-е место в мире). ЭГП очень выгодное вследствие наличия широкого фронта морских границ и положения между двумя океанами. Природная и экономическая "прозрачность" сухопутных границ с Канадой и Мексикой способствует развитию торгово-экономических связей. США — федеративная Республика, занимает 3-е место по населению после Китая и Индии. На формирование американской нации огромное влияние оказывает иммиграция. Население размещено не равномерно: в приокеанских и приозерных штатах 350-400 человек км. кв., в горных — 2-3 чел. км. кв. В настоящее время характерны внутренние миграции из штатов Севера в штаты Юга. США первенствует во многих странах в новых, особенно новейших отраслях (авиатехника, ракетостроение, электронно-вычислительная техника). В промышленности представлены все отрасли и под отрасли, велико основной тип сельскохозяйственных предприятий — высокоспециализированные фермы. США дают 50% мирового экспорта зерна, занимают 1-е место в мире по развитию всех видов транспорта. очень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг (23 всех занятых). Зависимость США от внешней торговли меньше, чем зависимость зарубежной Европы, но она возрастает. Большая часть торговли приходиться на Канаду и Японию, страны Западной Европы, 13 развивающиеся страны.

    Китайвеликое древнее государство, возникшее задолго до новой эры. КНР 3-е государство мира по размерам территории. Чрезвычайно выгодно приморское положение страны: практически незамерзающие моря открывают широкий выход в Тихий океан и огромные возможности для развития внешних экономических связей. Природные ресурсы Китая велики и разнообразны: лесные, минеральные, водные. Это самая многонаселённая страна в мире, согласно переписи населения 1990г., 1миллиард 134 миллиона человек. Почти 90% его жителей проживают на 13 территории на востоке страны. Хозяйство Китая основано на общественной собственности. Это крупное индустриальное государство с высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая составляет угольная промышленность, растёт добыча нефти и газа. В машиностроительном комплексе преобладают универсальные предприятия. Химический комплекс основывается на коксо- и нефтехимии. В сельском хозяйстве занято 400 миллионов человек. В растениеводстве резко преобладают зерновые, особенно рис. На северо-западе Китая преобладает интенсивное скотоводство.

    наиболее яркими и интересными представителями новых индустриальных стран являются именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона, именно на них обращено внимание всего мира последние 10 лет. Район Азиатского континента и Тихоокеанского региона на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, именно в этом регионе явилось чудо "азиатских драконов" (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), а также "азиатских тигров" (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины). Ещё 15-20 лет назад эти страны были беднейшими государствами мира, однако последние годы их социально-экономический прогресс был настолько стремительным, что перемены не успевали фиксировать. Они занимают первое место не только благодаря высокому стремительному росту валового национального продукта, но и возросшей конкурентоспособностью своей продукции на мировом рынке. За последнее десятилетие развивающиеся страны действительно добились больших успехов в своём экономическом развитии и преодолении социально-экономической, научно-технической и культурной отсталости, унаследованной от колониальных времён. В АТР различают новые индустриальные страны и "страны первой волны" (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), и "второй волны" (Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия).

    Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20000$. Обе эти страны играют важную роль как мировые центры и как транспортные узлы Азиатско-Тихоокеанского региона. структура экономики Гонконга следующая: почти 81% ВВП создаётся в сфере услуг, около 19% — в промышленности и только 2% — в сельском хозяйстве. Большая часть экономики связана с финансами. В сфере производства Гонконг специализируется на лёгкой промышленности. В Сингапуре применяется жесткая модель управления экономикой, называемая "управляемой демократией". Курс экономической политики по-прежнему представляет собой импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0.2% ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около 35% в промышленности, чуть более 27% в сфере финансов и бизнес услуг, а на долю транспорта и коммуникаций приходиться почти 13% ВВП. Сейчас в этой стране получили широкое развитие электроника, информатика и биотехнологии.

    Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определенных экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также развитие сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием, а также Политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связаны с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику скрытости экономики для иностранных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТАК. Начав, как Япония, с заимствования зарубежных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу. несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает определённые проблемы. Предприятия-конгломераты чрезмерно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных элементов бизнеса. Предприятия, теряя прежние прибыли, начали обанкрочиваться. Заработная плата в наукоёмкой промышленности превысила европейский уровень, сделав невозможной конкуренцию на основе экономии на издержках труда, что отрицательно сказалось на дальнейшем наращивании экспорта. причины трудностей Корейской экономики заключаются в том, что экспорто ориентированная модель не ставит перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействуя исключительно внешние факторы. Очевидно, что такая стратегия должна быть подвержена пересмотру.

    Для экономики Тайвани характерен крупный государственный сектор, под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайвани в своё время была произведена при непосредственном участии США. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития, уже в 80-е гг. экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). структура ВВП Тайвани выраженный характер: 35% — доля сельского хозяйства, почти 40% — промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

    Динамизм Малайзии базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения. Промышленная Политика Малайзии во многом определяется регулирующей ролью государства, хотя масштабы госрегулирования имеют тенденцию к снижению. Однако, правительство по-прежнему поддерживает приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путём предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования. Развитие государственного сектора преследует целевую задачу — перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малазийским бизнесменам. Поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создания "тепличных" условий, что сохраняет здоровую конкурентную среду.

    В Индонезии с 80-90-х гг. приоритет стал отдаваться экспортно ориентированной экономической модели с упором на подъём трудоемких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицированного труда. При этом ставиться задача постепенно ограничить масштаб госсектора.

    Примечательной особенностью Таиланда является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамики развития экономики страны.

    Филиппины являются самым бедным государством среди новых индустриальных стран. ВВП на душу населения здесь менее 300 долларов. Особенностью экономики страны является тот факт, что она исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен, прежде всего, добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее, на Филиппинах уже появились первые отрасли прогрессивной экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования.

    Таблица 2.4.

    ДатаСтранаОбщее количество членов8 августа 1967 г.Индонезия Малайзия Сингапур Таиланд Филиппины57 января 1984гБруней-Даруссалам628 июля 1995 г.Вьетнам723 июля 1997 г.Лаос Мьянма930 апреля 1999 г.Камбоджа10Таблица 2.5.

    ВВП (2012)Всего (ППС)2,172 трлн долл.Всего (номинально)681 млрд долл.ВВП на душу населения (ППС)4011 долл.ВВП на душу населения (номинально)1267 долл.

    Таблица 2.6.

    Участвующие экономикиДата вступленияАвстралия1989Бруней1989Вьетнам1998Гонконг, Китай1991Индонезия1989Канада1989Китайская Народная Республика1991Китайский Тайбэй1991Малайзия1989Мексика1993новая Зеландия1989Папуа — Новая Гвинея1993Перу1998Республика Корея1989Россия1998Сингапур1989США1989Таиланд1989Филиппины1989Чили1994Япония1989

    Схема 2.1

    Схема 2.2

    Учебная работа. Развитие региональных интеграционных процессов в современном мире