Учебная работа. Религиозные сепаратистские движения в Индии
Религиозные сепаратистские движения в Индии
Правительство российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики»
Факультет мировой экономики и мировой политики
Эссе
По дисциплине:
«Регионоведение»
на тему:
«Религиозные сепаратистские движения Индии»
Москва 2013
Актуальность данной работы продиктована вниманием современных ученых к проблеме сепаратистских движений в мире, которые угрожают не только целостности отдельных стран, но и стабильности целых регионов. Одним из очагов современного сепаратизма является Южная Азия, поэтому цель нашей работы — исследование религиозных сепаратистских движений Индии — достигается через решение следующих задач:
)определение сепаратизма как явления современной жизни;
2)установление времени возникновения проблемы религиозного сепаратизма в стране;
)выявление причин, породивших сепаратистские настроения;
)краткая характеристика основных направлений религиозного сепаратизма;
)определение действий правительства, направленных на урегулирование религиозных сепаратных конфликтов.
Объектом данного исследования являются религиозные сепаратистские движения Индии, предметом — история и современное состояние сепаратизма в Индии.
Сепаратизм (от лат. <#"justify">одной из причин появления религиозного сепаратизма стало конфессиональное разнообразие населения Индии. (Прил.1) другая причина — внешняя поддержка Пакистаном сепаратистских исламистских движений, которые борются за отделение штата Джамму и Кашмира от Индии.
Сепаратистское движение сикхов появилось в 40-ых гг. XX века как ответ на требование Мусульманской лиги создать государство с преимущественно мусульманским населением с центром в штате Пенджаб. «Акали дал» — политическая партия сикхов — приняла резолюцию, в которой требовала для защиты религиозных, культурных, экономических прав сикхов создать сикхское государство.
В 60-70-е годы в Пенджабе произошла «зеленая революция», в результате которой штат стал самым богатым и развитым в Индии (прил.2) . страх перед новыми социальными процессами: ростом доходов крестьян и уровня образования молодежи, установлением контактов с общеиндийской культурой и, как следствие, упадком традиционных религиозных ценностей — стал главной причиной активизации второй волны сепаратизма.
религиозный сепаратистский индия конфликт
К 1980-ым годам методы политической борьбы изменились: от гражданского неповиновения сепаратисты перешли к террору. В июне 1984 г. в результате эскалации конфликта правительство провело операцию «Голубая Звезда», в ходе которой были уничтожены экстремисты, скрывавшиеся в Золотом храме. Ответная реакция сикхов — убийство премьера-министра Индиры Ганди. Вторая половина 1980-ых гг. — это череда террористических актов сикхов и ответных силовых действий правительства.
Для борьбы с сепаратизмом индийские власти использовали не только силовые акции, но и меры политического характера. 24 июля 1985 г. после секретных переговоров премьер-министр Раджив Ганди и лидер «Акали дал» Х.С. Лонговал подписали меморандум об урегулировании положения в Пенджабе, который включал широкий спектр сикхских требований. В 1987 г. был принят законпоследующие годы сошел на нет.
Второй очаг сепаратизма конфессионального характера в Индии — штат Джамму и Кашмира. При разделении в 1947 г. британской Индии на индусское и мусульманское государства возникли противоречия между мусульманами, составлявшими около 80% населения, и элитой-индуистами. Конфликт носит и политический характер, поскольку этот штат — спорная территория между Индией и Пакистаном (с 1947 г.4 войны и 2 серьезных военных конфликта). (Прил.3)
Кашмирский сепаратизм носит террористический характер, однако главная цель — объявление объединенного Кашмира независимым государством (ФОДК).
В конце 80-х — начале 90-х годов сращивание кашмирского этносепаратизма с исламизмом сделало Кашмир частью мировой террористической сети. Это положило начало «второму этапу оппозиционного движения, которое характеризуется двумя обстоятельствами — усилением «антииндийской и антииндусой» борьбы и его переходом под контроль исламского экстремизма.
Присоединение к сепаратистскому движению Кашмира боевиков со смежных территорий (Афганистан, Пакистан, Ирак и т.д.) привело к расколу исламистского сепаратизма на две ветви по этнорелигиозному составу: первая — кашмирцы (на сегодняшний момент — «Хизб уль-Муджахидин», «Армия освобождения Кашмира» и др.), вторая — группы, основу которых составляют пакистанцы, афганцы, арабы (Объединенный совет джихада — всего 13движений и партий). (Прил.5)
несмотря на подавление активности экстремистов к середине 1990-х и наличие расквартированной в Кашмире индийской армии, сепаратистские группировки существуют и ведут террористическую деятельность. Именно поэтому урегулирование взаимосвязанных внутреннего и внешнего аспектов Кашмирской проблемы будет оставаться первоочередной задачей для Индии.
Религиозный сепаратизм — самый опасный из всех видов сепаратизма, поскольку за религиозными лозунгами кроются политические и экономические интересы лидеров движений, для многих группировок религия — это оправдание своих действий в глазах населения. Исламский терроризм и экстремизм в Кашмире представляют серьезную угрозу не только для отношений между Индией и Пакистаном, но и для безопасности всего южноазиатского региона. нельзя не учитывать, что кашмирский сепаратизм в его крайнем проявлении — исламорадикализме — будет и в дальнейшем определяющим фактором, влияющим на развитие ситуации в Кашмире. Решение кашмирской проблемы невозможно без ликвидации очагов исламского терроризма в этом штате.
приложение 1
.
Приложение 2
Приложение 3
Направленность кашмирского сепаратизма
ПериодЦелиДо 1947 г. Автономистское движение Признание прав мусульман в составе княжестваПосле 1947г. Антииндийское движениеСамоопределение для кашмирцев
Исламистские партии и движения
ПериодНазвание партии/движенияХарактеристика деятельностиЦельС 1925 г. «Ахль-е-хадис»Ваххабитская организация ханафитской школыБорьба мусульман за свои праваС 1952 г. «Кашмирская Джамаат-и-ислами» (ДИ) До конца 60-х годов ХХв. деятельность сводилась: к изданию и распространению агитационной литературы, открытию специализированных библио-тек, проведению лекций и созданию сети школ по всему штату; поддержке беспартийных кандидатов на выборах в местные органы власти. В 1975 г. эта радикально-фундаменталистская партия была запрещена. В 1987 г. последний раз принимала участие в выборах в составе Объединенного мусульманского фронта (альянса 11 политических партий Кашмира). Создание исламского государства в Кашмире, основанного на законах шариата1990 г. «Хезб-уль-муджахидин»Военизированная организация «Джамаат-и-ислами» Исламизация Кашмира и присоединение его к Пакистану1977 г. «Фронта освобождения Джамму и Кашмира»Националистическое движение В начале 90-х г. «Фронт» раскололся: крыло во главе с Амануллой Ханом заняло непримиримые позиции (леворадикальная группа), крыло во главе с Ясином Маликом отказался от ведения вооруженного сопротивления, вошло в созданную в 1993 г. организацию «Беспартийная конференция «свобода«. Воссоединение индийской и пакистанской части Кашмира в качестве независимого светского демократического государства С конца 80-х годов ХХ в. «Хезб-уль-муджахидин», «Лашкар-е-тойяба», «Джаиш-е-Мохаммад», «Харкат-уль-муджахидин», «Аль-Бадр».Террористические, экстремистские организации»Джихад» и освобождение мусульман в других регионах Индии на пути создания исламского халифата в Южной Азии.
приложение 5
Экстремистских организаций Кашмира (по национальному признаку)
преобладание кашмирцевПреобладание иностртанцев»Харкат-уль-ансар» (переименована в 1998 г. в «Харкат-уль-муджахидин»), «Армию освобождения Кашмира», «Аль-Джихад», «Муслим-джанбаз форс», «Исламский фронт» и другие«Хизб-уль-муджахидин», «Аль-Бадр», «Джамиат-уль-муджахидин», «Джайиш-и-мухаммад», «Лашкар-и-тайяба».
приложение 6
Позиции с организаций Кашмира
-непризнание национальных границ, утверждение права вести джихад в любой стране, где, по их мнению, притесняются мусульмане, даже если это исламская страна;
-«экспорт» джихада за пределы южно-азиатского региона;
-пакистанское ядерное оружие и технологии должны быть доступны любой мусульманской стране, если они ей нужны для защиты;
-поддержка заявлений Усамы бен Ладена о том, что мусульмане имеют Право и даже религиозную обязанность получить и использовать оружие массового уничтожения для защиты своих интересов;
—использование джихада и победа в Кашмире — это первый шаг на пути к объединению мусульман всего региона, а затем во всем мире. Кашмир — не конечная цель, а лишь средство проведения «большого джихада»;
-США, Индия и Израиль расцениваются как главные враги ислама.
Приложение 7
Террористическая статистика, 1990 — 1999 г. г.
Террористических лагерей в Пакистане37Террористических лагерей в оккупированном Пакистаном Кашмире49Террористических лагерей в Афганистане22профессиональных террористов в штате Джамму и Кашмир2300иностранных наемников, находящихся в Джамму и Кашмире900Уничтожено террористов индийскими армией и полицией291Арестовано террористов в Индии125Убито террористами граждан Индииболее 29000Убито за янв. — июнь 1999279Огнестрельного оружия на руках у террористов47000Взрывчатки в распоряжении террористов в Индии, кг30000количество взрывов, осуществленных террористами в Индии4730
Помощь пакистанских властей исламским экстремистам в Кашмире:
предоставление тренировочных баз (как на оккупированной Пакистаном территории Кашмира, так и на подконтрольных афганских территориях);
размещение на территории Пакистана штаб-квартир террористических организаций;
инфраструктуры для перемещения добровольцев из арабских и других мусульманских стран, желающих принять участие в «священной войне»;
возможность свободного перемещения через пакистано-индийскую границу;
обеспечение террористов инструкторами, в том числе сотрудниками пакистанских спецслужб;
свободное функционирования на территории страны различных финансовых институтов, предоставляющих средства террористическим организациям.