Учебная работа :Тема:Учет в социальных учреждениях№223.
Тема:Учет в социальных учреждениях»,»
Оглавление
Введение
1. Специфика бухгалтерского учета в социальных учреждениях и организациях
2. Предпринимательская деятельность и налогообложение в учреждениях социальной сферы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социальные службы — предприятия, учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.
К социальным службам относятся: центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие.
Социальное обслуживание — деятельность социальных служб, направленная на клиента. Виды деятельности:
социальная поддержка;
оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг;
оказание материальной помощи;
проведение социальной адаптации и реабилитации.
Социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества, — это требует изучения экономических основ деятельности элементов и учреждений социальной защиты населения.
Экономика социальной работы занимается изучением, во-первых, воздействия экономики на жизнеобеспечение людей, а, во-вторых, определением государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся граждан.
Целью данной работы является овладение знаниями о специфике бухгалтерского учета в учреждениях бюджетной сферы, а именно социальной защиты населения.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемых источников.
. Специфика бухгалтерского учета в социальных учреждениях и организациях
В России более 90 % учреждений и служб в сфере социальной работы являются субъектами бюджетных отношений. Статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетное учреждение как организацию, созданную органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Обязательным условием является открытие финансирования по смете ведения бухгалтерского учета и отчетности в порядке предусмотренном для бюджетных организаций.
Отнесение организаций к бюджетным определяется уставом, учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом.
Бюджетные организации являются частью бюджетной системы государства и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязаны вести бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении посредством сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Важными нормативными документами, определяющими основы организации бухгалтерского учета в социальных организациях Российской Федерации, являются Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях (далее Инструкция) и приказами Министерства финансов РФ от 08 ноября 2010 г. № 142н и 25 октября 2010 г. № 132н..
В законе «О бухгалтерском учете» содержатся определения сущности бухгалтерского учета, задачи и правила его ведения, оценка имущества и обязательств, состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее составления, приведены понятия по бухгалтерскому учету и отчетности. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях регламентирует порядок ведения бухгалтерского учета во всех бюджетных учреждениях, в том числе социальных.
Задачами бухгалтерского учета в социальных учреждениях являются:
а) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
б) обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для составления отчетности, осуществления контроля за соблюдением законодательства для оперативного управления хозяйственной деятельностью;
в) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;
г) точное утверждение и целевое использование бюджета.
Бухгалтерский учет в социальных учреждениях имеет специфические особенности, связанные с законодательством о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и нормативными актами по бухгалтерскому учету. К специфическим особенностям бюджетного учета отнесены:
организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;
выделение в учете фактических кассовых расходов;
контроль исполнения сметы расходов;
переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
строгое соответствие учета и отчетности требованиям нормативных документов;
отраслевую специфику учета.
Эти особенности обусловливают конкретизацию общих задач бухгалтерского учета в социальных организациях: исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет, выявление дополнительных доходов. Здесь не идёт речь о прибыли и выгодном производстве: нужно точно исполнять заложенные в бюджете функции и тратить бюджетные (сметные) средства по назначению. Этим бюджетный учёт отличается от бухгалтерского учёта на предприятии свободной экономики.
В соответствии с законом ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя учреждения. От уровня налаженности бухгалтерского учета в организации, от четкости работы бухгалтерского аппарата во многом зависит эффективность социальной работы.
Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учёта и отчётности.
Главный принцип: в ходе исполнения бюджета необходимо точно в определённые сроки и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и производить предусмотренные расходы.
В обязанности бухгалтерской службы социальных учреждений в соответствии со ст. 11 Инструкции входит:
ведение бухгалтерского учета согласно действующему законодательству;
осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров, объемами ассигнований, предусмотренными сметой доходов и расходов или лимитами бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета;
своевременным и правильном оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;
начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;
своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;
ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей;
участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;
составление и представление в установленном порядке в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
составление для утверждения руководителем социального учреждения смет доходов, расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения);
ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;
хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами. Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации. От качества бухгалтерской информации, организации учета, характера лежащей в их основе информации зависит уровень принимаемых в социальной сфере управленческих решений.
Первичный учетный документ — это оправдательная бумага, подтверждающая факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливающая материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Непрерывный учет всех объектов учета обеспечивается последовательным оформлением хозяйственных операций.
Первичный учетный документ представляет собой письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, имеющее правовое (доказательное) значение. Показатели документа должны раскрывать содержание и все особенности данной операции, служить базой для оперативного управления и контроля за производственными процессами, совершаемыми учреждением, содержать информацию, необходимую и достаточную для организации учета, анализа, контроля и составления отчетности. Для первичных учетных документов установлен состав обязательных реквизитов с тем, чтобы обеспечить их доказательность.
Социальное учреждение вправе использовать типовые формы первичных учетных документов, а также самостоятельно разработанные, содержащие обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершаемых хозяйственных операций.
Принятые к учету первичные документы систематизируются по датам совершения операций и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета — журналах операций:
журнал операций по счету «Касса»;
журнал операций по банковскому счету;
журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
журнал операций расчетов с дебиторами и кредиторами;
журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям;
журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
журнал по прочим операциям;
Главная книга [2].
Записи в Журнале операций осуществляются по мере совершения операций как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.
Корреспонденция счетов в Журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из Журналов операций записываются в Главную книгу.
Государственная учетная политика реализуется через:
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению;
порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание;
корреспонденцию счетов бюджетного учета и т.д.
Всем бюджетным организациям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям. В части третьей Инструкции № 70н изложен порядок применения Плана счетов бюджетного учета, сформированный в пять разделов:
) нефинансовые активы;
) финансовые активы;
) обязательства;
) финансовый результат;
) санкционирование расходов бюджета и забалансовые счета.
Раздел 1 «Нефинансовые активы» включают счета: «Основные средства» (101), «Непроизведенные активы» (102), «Нематериальные активы» (103), «Амортизация» (104), «Материальные запасы» (105), «Вложения в нефинансовые активы» (106), «Нефинансовые активы в пути» (108).
При этом к непроизведенным активам, используемым в процессе деятельности бюджетного учреждения, не являющимися продуктами производства, относятся земля, ресурсы недр, водные объекты и др. Собственность на них должна быть установлена и закреплена законодательно.
Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета.
Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.
Для учета наличия, поступления и расходования средств учреждениями, состоящими на федеральном, республиканских и местных бюджетах, предусмотрены счета: 09 «Средства федерального бюджета»; 10 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»; 11 «Средства, полученные за счет внебюджетных источников»; 12 «Касса»; 13 «Прочие средства». Эти счета в зависимости от целевого назначения денежных средств подразделяются на субсчета:
Средства из бюджета на содержание социальных учреждений, выделяются на основе утверждённых смет расходов, которая является основным плановым и финансовым документом, определяющим объём, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трёх частей:
) в первой части указываются наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется, и свод расходов по статьям с распределением по кварталам;
) во второй части отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые;
) в третьей части приводятся расчёты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным её элементам.
Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения, которые в свою очередь, состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.
Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретения инвентаря и др. Операционные расходы — это затраты, связанные с осуществлением деятельности учреждения.
Расчёт сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объёма деятельности учреждения, определённого планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий год. При составлении проекта сметы бюджетные учреждения для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Все расходы, включаемые в смету, группируются по видам и целевому назначению, при определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии.
При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объёму работы учреждения, соблюдения норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производятся после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. Утверждённая смета определяет смету и сумму средств, которые должны быть выделены из бюджета на содержание учреждения.
Правильность учёта доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бухгалтерского учёта, в основе которой лежит бюджетная классификация, которая предполагает научно-обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированных в определённом порядке.
Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по Плану счетов бюджетных учреждений с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
Учреждения социальной сферы составляют балансы исполнения сметы расходов. Бухгалтерский баланс учреждений социальной сферы — это отчётный документ, в котором отражены и обобщены в денежной оценке на определённую дату средств учреждения по видам и использованию, а также по источникам образования и целевому назначению. Бухгалтерский баланс по исполнению сметы расходов имеет форму таблицы, состоящей из двух частей: актива и пассива. В активе отражаются средства, которым располагает учреждение, и их размещение. В пассиве показываются источники образования средств, финансирование, фонды и средства целевого назначения, расчёты реализации продукции и доходы.
Актив и пассив баланса любого бюджетного учреждения состоят из статей, каждая из которых содержит наименование отдельных видов средств и источников. Однородные по экономическому содержанию статьи баланса исполнения сметы расходов объединены в разделы.
Баланс исполнения сметы расходов является необходимыми для управления анализом хозяйственной и финансовой деятельности бюджетного учреждения, контроля за использованием по назначению бюджетных средств.
В балансе виден размер фактически произведённых учреждением расходов по бюджету. Составление баланса и отчётности завершается цикл бухгалтерского учёта, а сам баланс при этом является сводной остатков средств и их источников, числящихся на конец отчётного периода на счетах бухгалтерского учёта.
Баланс, как и в других бюджетных учреждениях, составляется на основе проведённых бухгалтерских записей, подтверждённых оправдательными документами.
. Предпринимательская деятельность и налогообложение в учреждениях социальной сферы
В соответствии с законодательством учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность потому, что это служит достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в установленном российским законодательством порядке.
Расходы за счет средств предпринимательской деятельности (внебюджетные источники) подразделяются на прямые и косвенные, или накладные. К прямым относятся расходы, связанные с производством работ, изготовлением продукции, оказанием услуг (на материалы, заработную плату, отчисления в государственные внебюджетные фонды и др.). К косвенным (накладным) — расходы, связанные с организацией и управлением производством, относящиеся к деятельности организации в целом (на заработную плату и отчисления в ЕСН аппарата правления и обслуживающего персонала, арендную плату, отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт, канцелярские принадлежности и др.).
Все косвенные расходы предварительно учитываются на специальном счете, по дебету (левая сторона бухгалтерского счета) которого отражаются расходы будущих периодов или расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на конкретный вид продукции, работ или услуг. В конце месяца накладные расходы списываются на отдельные виды деятельности по источникам финансирования пропорционально заработной плате или сумме стоимости прямых затрат, а затем в дебет соответствующих счетов.
Для определения фактической себестоимости платных услуг на основании данных учета о расходах составляется отчетная калькуляция.
Аналитический учет расходов по предпринимательской деятельности ведется по видам выполняемых работ или услуг по кодам экономической классификации расходов бюджетов на многофакторных карточках.
Сдача в аренду имущества как вид предпринимательской деятельности бюджетных организаций также имеет свои особенности. В соответствии со ст. 609 ГК РФ передача имущества в аренду оформляется договором аренды в письменном виде. Договор аренды на срок более года подлежит государственной регистрации.
Бюджетные учреждения в соответствии со ст. 298 ГК РФ не могут самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным за ними на правах оперативного управления органами власти. Поэтому договор аренды такого имущества должен быть подписан тремя сторонами:
органом государственной власти или местного самоуправления, в чьей собственности находится данное имущество;
бюджетным учреждением, за которым закреплено данное имущество;
арендатором.
Доходы бюджетного учреждения сданного в аренду имущества в полном объеме учитываются в смете его доходов и расходов после уплаты установленных законодательством налогов и сборов.
Недвижимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет полученных от предпринимательской деятельности средств, также может быть сдано в аренду. В этом случае арендодатель получает арендную плату в виде перечислений на внебюджетный счет. Эти внереализационные доходы, согласно ст. 250 НК РФ, подлежат налогообложению. Имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение без предоставления права собственности на данное имущество. Доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами организаций.
Согласно § 5 главы 4 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения входят в состав некоммерческих организаций. Следовательно, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) и обязаны выполнять функции по исчислению и уплате налога, формированию и сдаче отчетности. учет социальное учреждение налогообложение
Одним из критериев, определяющих принадлежность организаций к бюджетным учреждениям, является то, что они созданы для выполнения функций некоммерческого характера. Услуги бюджетных организаций социально значимы, в частности потому, что они выполняются безвозмездно или по фиксированным расценкам для социально слабых групп населения.
Однако в современных экономических условиях недостаточного бюджетного финансирования бюджетные организации оказываются втянутыми в рыночные отношения и занимаются предпринимательской деятельностью. Это привело к тому, что их деятельность стала носить двойственный характер. Потребовалось совмещение бюджетного бухгалтерского учета с хозрасчетным учетом. Кроме того, возникла необходимость вести налоговый учет. На практике это оказалось довольно сложно, так как предпринимательская деятельность социальных бюджетных предприятий служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют им, т.е. социальному обслуживанию малообеспеченных пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других групп. Поэтому во второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определено, что предметом налогообложения является выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность.
Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в установленном российским законодательством порядке о налогообложении. Льготы при налогообложении предоставляются не применительно к характеру деятельности, а для каждого конкретного вида поступлений денежных средств. Доходы от платных услуг, оказываемых социальными службами, находящимися в ведении органов исполнительной власти всех уровней, согласно БК РФ, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг использования их имущества. Таким образом, при осуществлении приносящей доход деятельности бюджетные социальные службы обязаны уплачивать налоги с доходов.
Социальные службы, согласно ст. 145 НК РФ, имеют право на освобождение от НДС, если: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 1 млн рублей; в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев они не реализовали подакцизные товары.
От налогообложения освобождаются операции по реализации технических средств и протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов, используемых для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, оказываемые медицинскими организациями медицинские услуги, а также услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения.
Не облагаются НДС работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работы по строительству, созданию и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; оказание услуг по страхованию, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами и т.д.
Социальные службы всех форм собственности, производящие выплаты заработной платы и иных вознаграждений за выполнение работ или оказание услуг, являются плательщиками ЕСН. В то же время, в соответствии со ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению ЕСН:
государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам;
все виды компенсационных выплат, связанные с оплатой стоимости питания; увольнением работников, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности работников по сокращению штата или ликвидацией организации и т.д.;
суммы единовременной социальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, возмещением причиненного материального ущерба или вреда здоровью, а также пострадавшим от террористических актов на территории России, членам семьи умершего работника и др.;
суммы страховых платежей по договорам добровольного личного страхования работников;
суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников финансирования, и т.д.
Таким образом, учреждения системы социальной защиты населения имеют свои экономические особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
Заключение
Таким образом, основой организации деятельности социальных служб является ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Организация и ведение бухгалтерского учёта в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, в том числе социальных, имеет отличия от учёта хозрасчётных предприятий.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств. При этом, отражение операций по исполнению бюджета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, который предполагает ведение учета в соответствии со своей структурой, интеграцией с бюджетной классификацией, порядком формирования номера и кода счета.
Счета бюджетного учета построены по принципу вложенности показателей.
Список используемой литературы
Данилов Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / Е.Н. Данилов, В.Е. Абарникова, Л.К. Шипков. — М: ФиС, 2006. — 336 с.
Заяц О.В. Экономические основы социальной работы. Учебное пособие / О.В. Заяц. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — 75 с.
Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие / В.Г. Игнатов и др. — Ростов-н/Д: МарТ, 2008. — 416 с.
Ковалев В.В. Финансы предприятий / В.В. Ковалев. — М: ТК Велби, 2008. — 352 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. — М.: Изд-во Гроссбух, 2006. — 36 с.
Кузина Е.Л. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Е.Л. Кузина. — М: Книга сервис, 2007. — 128 с.
Пантелеева Т.С. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. — М.: Академия, 2012. — 192 с.
Полещук Т.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Учебно-метод. пособие / Т.А. Полещук. — Владивосток: ВГУЭС, 2006. — 108 с.
Поляк Г.Б. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Г.Б. Поляк. — М.: Юнити, 2005, — 156 с.
Попова Р.Г. Финансы предприятий / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова, И.И. Доброседова. — СПб: Питер, 2007. — 224 с.
Родионова В.М. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях / В.М. Родионова, И.М. Баятова, Е.В. Маркина. — М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. — 232 с.
Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / И.Н. Токарев. — М: ИД ФБК — ПРЕСС, 2008. — 503 с.