Учебная работа .Тема:История развития аудита№490.
Тема:История развития аудита»,»
Курсовая работа
Аудит
Тема История развития аудита
Самсонова Марьяна
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АУДИТА В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Тема моей работы «История развития аудита».
Актуальность данной темы объясняется тем, что с аудиторской проверкой сталкивается в своей деятельности каждый бухгалтер. Для многих специалистов отдела бухгалтерии она превращается в головную боль и боязнь обнаружения недочетов в работе. На самом деле аудиторы выступают в роли помощников и наставников бухгалтеров увидев, что в учете допущены серьезные нарушения, они не только указывают на них, но и подсказывают, каким образом можно их исправить, чтобы привести бухгалтерию в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Само слово аудит происходит от латинского слова «audio», что переводиться как «слушатель» или «слышать». В средние века так называли отличника обучения в духовных школах, которому преподаватели доверяли проверку остальных учеников. С того времени «слушатель» и стал почти синонимом проверяющего и именно этому мы обязаны сегодня появлению названия нового вида деятельности аудита.
История развития аудита достаточно длинная и интересная. Впервые учет появляется еще в 5 тысячелетии до нашей эры. Тогда появляется своеобразная система учетов фактов всей хозяйственной жизни людей. Естественно, аудит тогда только зарождался, и учет проводился на примитивном уровне, но при этом он уже существовал.
Аудит в том виде, который мы знаем сейчас, возникает намного позже, хотя на протяжении всех веков он отмечается в тех или иных видах деятельности человека. Но все же, история развития аудита новый виток получает только в 19 веке. В это время в Западных странах появляются первые независимые аудиторы. Такая новая профессия стала необходимо в связи с тем, что началось разделение интересов предпринимателей, которые имеют собственный бизнес и инвесторов, которые желают вложить свои финансы в предпринимательство. Инвесторам было не достаточной тех данных, которые предлагали им сами компании и поэтому они приглашали людей, которые могли дать независимую оценку деятельности компании.
Цель курсовой работы из наименования её темы и состоит в исследовании истории развития аудита в мире и в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
) проследить этапы возникновения и развития аудита в мировой практике;
) исследовать и охарактеризовать историю становления аудита в России.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение, глоссарий и список использованной литературы.
аудит мировой нормативный стандарт
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
С возникновением и постепенным становлением операций по обмену товарами и покупкой продажей товаров за деньги, возникла необходимость в их финансовом контроле, и одной из его форм выступает аудит. Считается, что подобный контроль существует с очень давних времен, тогда как аудит в его современном представлении возник сравнительно не так давно (около двухсот лет назад), а стандарты аудита еще позднее (около ста лет назад).
Например, еще в Древнем Египте (III в. до н. э.) существовали особые чиновники, совмещавшие функции учета, управления и контроля. В Римской империи (приблизительно с 1 по 26 гг. н. э.) контрольные функции реализовывались специальными служащими (так называемыми кураторами, прокураторами, квесторами).
После распада Римской империи аудит получил довольно широкое распространение в Италии. Флорентийские и венецианские торговцы прибегали к услугам аудиторов при проверке платежеспособности капитанов торговых судов. В те времена прааудит имел строгое целевое направление: предотвращение возможных ошибок.
На становление аудита повлияло множество экономических факторов. Основными из них стали особенности промышленности каждой страны, а также становление рынка капитала.
Только в XIX веке аудит начал развиваться как наука, хотя до этого в странах Европы им пользовались намного раньше. Аудиторы начали проверять, по многочисленным просьбам купцов, а также людей, что их представляли, бухгалтерские записи, и помимо этого, свидетельствовали об их правильности. Со временем, кроме кредиторов, пользоваться аудитом стали и обладатели компаний. В первую очередь, это объясняется становлением и развитием различных компаний на акционерной основе, в них владельцы уже не занимались управлением, а соответственно, возникла нужда в некоторой проверке управляющих, которые были наняты собственниками.
Развитие экономики, становление больших корпораций с большим количеством подразделов, которые сформированы в разных точках страны, а может быть и по всему земному шару, повысили запросы бизнеса в незаинтересованных проверяющих ревизорах. Помимо всего, государство стало все больше вмешиваться в экономику, и усложняло процессы платежа налогов, корпорациям все больше требовались люди, выступавшие в роли независимых и незаинтересованных специалистов, которые могли следить за появлением ошибок в отчетах компании, во избежание возможных штрафов и разбирательств со стороны государства.
Фондовый рынок начал активно развиваться уже в ХХ веке, что вызвало появление новых людей, которым понадобились аудиторы, а этими людьми стали инвесторы. Как только корпорация или компания разорялась, возникала очередная волна разбирательств и скандалов, что кончались судовыми процессами над аудиторами и просьбами более качественно вести проверки. Из за того, что инвесторов ставало все больше и больше, именно они стали самыми массовыми потребителями услуг аудита.
Уже где то в середине ХХ века люди, занимающееся аудитом, начали вести бухгалтерский учет для разных предприятий, заменяя им бухгалтера и юриста, что позволило значительно расширить круг предоставляемых ими услуг. С развитием науки и техники аудиторы начали внедрять высокие технологии для автоматизации управления компанией, а также для автоматической проверки качества, и множества других работ.
В мировой практике принято выделять несколько этапов развития аудита (см. рис 1.1).
й этап. Исторически обусловленное зарождение аудита. Существует как минимум несколько точек зрения, касающихся точной даты зарождения аудита. По одной из них, первые бухгалтеры аудиторы появились в Великобритании в середине девятнадцатого века (законом о британских компаниях 1862 г. предписывалась обязательная аудиторская проверка один раз в год), вслед за тем во Франции (1867) был принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, называемых «комиссарами по счетам».
Рис. 1.1. Этапы развития аудита
Аудит появился и в других экономически наиболее развитых странах в условиях пресловутой концентрации производства и капитала и создания акционерных обществ. В условиях расширения масштабов производства появилось разделение между управляющими и инвесторами. Собственники (инвесторы) все реже прямо занимался вопросами производства и финансов, и всё чаще поручали это менеджерам. Объективно возникла необходимость в независимой проверке учета и отчетности, которые были составлены наемными менеджерами, и в выражении мнения о ее достоверности, а также в оценке финансового состояния предприятия или организации. Это мнение и может высказать аудитор. При этом цель проведения проверок состоит не в выявлении и исправлении ошибок и искажений (как было ранее), а в оценке реального финансового состояния предприятия и действительного размера его прибыли.
й этап. Появление выборочного аудита. В конце XIХ начале ХХ века в мире отмечается всеобщий экономический рост. Наблюдается возникновение транснациональных корпораций и объединений. Наблюдается диверсификация бизнеса и сегментирование его по функциональным и географическим признакам. Мировой капитализм вступил в свою монополистическую стадию. В истории бухгалтерского учета данный период ознаменован тем, что в 1904 году возник консолидированный баланс. Из за резко возросшего объема информации аудиторам становилось всё труднее осуществлять проверку учета и отчетности сплошным порядком, вследствие чего возник выборочный аудит, сформировалось учение о системе внутреннего контроля и о необходимости ее оценки при проведении аудита. Американский аудит отделился от мирового и продолжил своё развитие самостоятельно, независимо от остального мира.
й этап. Начало нормативного регулирования аудиторской деятельности. Роль стимула развития аудита сыграл мировой экономический кризис 1929 1933 гг., из за которого массовое банкротство предприятий привело ужесточению порядка проверки, потребовало обеспечения независимости как проверок, так и самих аудиторов. По этой причине в Германии уже в 1931 году вступило в силу постановление правительства страны об обязательной аудиторской проверке бухгалтерских отчетов предприятий с регламентацией самого процесса проведения проверки. В Соединенных Штатах Америки в 1934 году была образована Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, занявшаяся нормативным регулированием бухгалтерского учета и отчетности американских предприятий. С этого момента годовые отчеты акционерных обществ, акции которых котировались на бирже, должны были в обязательном порядке быть заверены бухгалтером аудитором или аудиторской фирмой. 4 й этап. Появление первых профессиональных объединений аудиторов, дальнейшее развитие аудита, развитие учения о системе внутреннего контроля. В 1942 году во Франции была основана Палата бухгалтеров экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 году деятельность этой Палаты регламентировал правительственный декрет. Палата перешла под опеку министра экономики и финансов.
В 1940 х гг. была четко формулирована и закреплена нормативными правовыми актами и документами цель аудиторской деятельности, состоящая в выражении мнения о достоверности предоставленной финансовой отчетности. Эта цель осталась неизменной до сегодняшнего дня. Началась разработка национальных стандартов аудиторской деятельности.
С 1950 х гг. аудиторами стало больше внимания уделяться вопросам внутреннего контроля, в предположении, что при наличии эффективной системы внутреннего контроля вероятность возникновения ошибок и искажений становится незначительной, а сама финансовая отчетность достоверной. Резко возросла роль услуг, сопутствующих аудиту, и в первую очередь консалтинговой деятельности.
Были сформированы два основных направления регулирования аудита (по степени воздействия государства):
) в США и Великобритании сравнительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами основывают профессиональные объединения; эти объединения готовят аудиторов, присваивают аудиторам соответствующую квалификацию и контролируют их работу;
) в государствах Западной Европы аудит подлежит жесткому регламентированию со стороны правительства.
й этап. Основание Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants), принятие Международных стандартов аудита. В начале 1970 х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)) (далее по тексту работы МФБ) началась работа над Международными аудиторскими стандартами. Как известно, МФБ является некоммерческой, негосударственной, неполитической международной организацией профессиональных бухгалтеров.
На настоящий момент в МФБ входят 153 представителя из 113 государств. Основной целью МФБ является развитие профессии, повышение ее качества, учитывая общественные интересы. МФБ осуществляет свои функции через свои комитеты.
Международный комитет по аудиторской практике (далее МКАП) постоянно действующий комитето Совета МФБ. МКАП был учрежден в 1977 г. в целях улучшения качества и приведения к единому порядку организации проведения аудита во всех странах. Данная задача решается им при помощи разработки Международных стандартов аудита (International Standards on Auditing) и Международных положений по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements). Последние положения не относятся к нормативным документам, они содержат лишь разъяснения тех положений, которые отражены в самих стандартах, а также набор необходимых комментариев.
Головной офис МКАП расположен в Нью Йорке. Целью разработки стандартов является обеспечение единства подходов к осуществлению аудиторской практики и оказанию сопутствующих услуг в масштабе всего мира (вне независимости от размеров, рентабельности и организационно правовой формы предприятия). При этом признана необходимость осуществления локального регулирования международных нормативов с обязательным учетом национальных специфик в пределах каждой страны (в форме национальных нормативов либо положений, которые должны издавать законодательные или профессиональные органы).
К началу 1998 года Международные стандарты аудита (далее по тексту МСА) начали использоваться как национальные в 34 странах и еще в 35 странах они используются без существенных изменений. Как пример таких стран можно привести Нидерланды, Францию, ФРГ, Швейцарию, Великобританию, Болгарию, Чехию, Турцию. Происходит постоянная доработка стандартов с учетом практики их использования, особенностей развития самого аудита. Совершенствование МСА также имеет непрерывный динамический характер.
В 2001 году руководством МФБ была проведена ревизия (критическое исследование) вопросов организации деятельности МКАП. Международной рабочей группой, состоявшей из представителей, имевших опыт введения стандартов на национальном и международном уровнях, был подготовлен отчет с предложениями, могущими привести к заметным изменениям в деятельности Комитета. Например, по мнению специалистов, в ближайшем будущем необходимо развитие Комитета по следующим направлениям:
однозначная формулировка цели функционирования Комитета, которой должны являться развитие и повышение качества работы МСА для удовлетворения интересов мирового сообщества;
получение признания МСА со стороны Международной организации по сделкам с ценными бумагами (International Organization of Securities Commissions, IOSCO);
модификация организационной структуры Комитета;
предельное увеличение степени прозрачности и открытости функционирования Комитета;
введение практики составления годовых отчетов о работе Комитета, систем стратегического планирования и бюджетирования и вынесение их на открытое обсуждение;
проверка и устранение любого рода неточностей и двусмысленности в аудиторских стандартах;
увеличение объемов финансирования.
Необходимость уточнения цели деятельности Комитета основывается, прежде всего, на глобализации рынка капиталов и рынка ценных бумаг. Так как эти сферы бизнеса являются высокорисковыми, то обостряется необходимость в едином подходе к организации бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности и проведению аудита этой отчетности. В отсутствии единых аудиторских стандартов организация эффективной работы международных рынков инвестиций невозможна. В связи с этим задачи, поставленные перед МКАП состоят, во первых во внедрении стандартов аудита во всем мире, а во вторых в непрерывном их совершенствовании в интересах общества. Поэтому необходимое условие и главная стратегическая задача помимо вышеперечисленных признание МСА со стороны Международной организации по сделкам с ценными бумагами (Международными стандартами финансовой отчетности подобное одобрение уже получено).
Сравнительный анализ практики деятельности МКАП в настоящее время и запланированных изменений представлен в приложении А.
В марте 2002 г. в столице Малайзии Куала Лумпуре состоялся заключительный 73 й съезд МКАП: в том же году Комитет был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий (International Auditing and Assurance Standards Board). В настоящее время данный Совет насчитывает 18 членов из 15 стран.
В середине 2002 г. был одобрен новый МСА № 545 «Аудит измерения и раскрытия в финансовой отчетности справедливой стоимости». Понятие справедливой стоимости схоже с понятием рыночной стоимости активов и обязательств. Этот стандарт является особенно актуальным для рынка финансовых инвестиций (ценных бумаг), так как для них справедливую стоимость установить чрезвычайно сложно. В данном стандарте присутствует характеристика как самих активов и обязательств, способов определения их справедливой стоимости, отражения соответствующей информации в финансовой отчетности, так и решения проблемных вопросов аудита в этой области. Реакцией на события, происшедшие на рубеже XX XXI веков на мировом рынке оказания аудиторских услуг, явилось внедрение новых и доработка прежних международных стандартов аудита.
2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АУДИТА В РОССИИ
До Петра I в России на государственном уровне выполнялись функции контроля полноты уплаты различных налогов, поскольку доход государственной казны складывался во многом благодаря достаточно развитой системе налогообложения. Контроль в основном был обусловлен тем, что налогообложение населения было довольно обременяющим, поэтому появлялись стремления уклониться от выплат. В связи с этим налоговая система постепенно совершенствовалась, что позволяло организовать более точный учет планируемых государственных доходов и контроль их поступления. Во время царствования Алексея Михайловича и с начала правления Федора Алексеевича по всему государству были составлены дворовые списки, так называемые «переписные книги», в соответствии с которыми собирали нововведенные налоги, «подворное обложение». При этом налогопоступление было сосредотено в приказах, в каждом из них контрольные функции выполнялись по отношению к обеспечению сбора налогов.
При Петре I система налогообложения была видоизменена, после проведения поголовной переписи населения введена система налогообложения, проводимая на основе подушной подати, проведена реформа государственного управления. Во главе финансового управления Петром I был поставлен Сенат, для заведования государственными доходами была учреждена камер коллегия, для заведования расходами штатс контор коллегия, а для проверки счетов и отчетов ревизион контора. Однако при этом была сохранена специализация сбора налогов с предназначением каждого из них для определенной отрасли управления. Петр I уделял большое внимание совершенствованию государственного управления, а также контролю за государственными доходами и расходами. Один из указов от 1722 года предписывает ежегодно посылать в губернии ревизоров для проведения проверки.
По некоторым сведениям, звание аудитора в Российской империи было введено лично Петром I. Эта должность совмещала в себе часть обязанностей прокурора, делопроизводителя и секретаря. Изначально институт аудиторов вводился в армии, где они рассматривали дела, связанные с расследованиями имущественных споров».
Всемирно признанным фактом является значительный вклад императора Петра I в развитие огромного количества отраслей знания в своей стране. Немалая лепта, помимо прочего, была внесена им и в развитие бухгалтерского дела и аудита.
Эпоха Петра I была охарактеризована также и отсутствием дефицита в государственном бюджете. Ввод подушной подати, организация контроля сбора и расходования налоговых средств, определяющая роль личности самого Петра I позволили добиться того, что доходы государства непрерывно увеличивались и, несмотря на колоссальные издержки, Российская империя обходилась без заимствований у соседних государств. Петром I административный механизм двойному был подчинен коронному контролю: тайному контролю над финансами фискалам и явному контролю над судами прокуратуре, высшее руководство и тем и другим было сосредоточено в руках генерал прокурора. Первая ревизия была произведена в 1719 году.
Преемниками Петра I не было внесено существенного вклада в дело контроля и ревизии по причине ведения непрерывных войн и по ряду других причин, поэтому бюджет российского государства стал дефицитным.
Во времена царствования императора Александра I были сформированы министерство финансов, государственное казначейство, государственный контроль, комиссия погашения долгов и т. д.
В период проведения общегосударственных реформ, который был связан с началом правления императора Александра II, финансовое положение России являлось довольно плачевным, государственный бюджет начиная с 1845 года был дефицитным, управление финансами находилось в беспорядке. Всё это вызвало необходимость в проведении новых реформ, и в 1859 году были сформированы две комиссии: первая при государственном контроле, вторая при министерстве финансов. В результате 22 мая 1862 года были утверждены правила о составлении, утверждении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений, в 1863 году были изданы так называемые «кассовые правила», т.е. правила о порядке поступления государственных доходов. При этом был установлен новый порядок отчетности и ревизии на основании документов, оправдывающих каждую статью расхода, в 1864 году были открыты новые местные учреждения контроля контрольные палаты. При помощи сметных кассовых правил было создано единство бюджета, кредиты были направлены по их прямому назначению, а неизрасходованные остатки в общие государственные средства, были создано ограничение сверхлимитных кредитов и система единства кассы, в соответствии с которой к общим приходорасходчикам всех российских казенных управлений стали относиться кассы министерства финансов.
Аудиторы в России именовались присяжными бухгалтерами. Но при этом в основном в стране употреблялись тогда понятия «ревизор», «контролер». Помимо прочего, термин «ревизия» традиционно употреблялся в царской России в значении «перепись населения»; итогами переписи становились «ревизские сказки» так назывались именные списки населения, созданные для целей обеспечения учета и налогообложения.
октября 1889 года в Петербурге было проведено учредительное собрание Общества для распространения коммерческих знаний, а с января 1896 г. как печатный орган данного Общества вышел первый номер журнала «Счетоводство». Как одна из инициатив Общества была предпринята попытка образования Института присяжных бухгалтеров России. Но все же, хотя Общество и просуществовало до самого 1917 года, этот институт так и не был сформирован.
Время конца XIX века начала XX века было ознаменовано возникновением во многих больших и средних городах России общественных организаций бухгалтеров, содействующих распространению знаний и трудоустройству бухгалтеров, но о становлении аудита как отдельной профессии вопрос всё же не поднимался.
После Октябрьской революции 117 года в период осуществления государственного регулирования экономики в Советском Союзе аудита не существовало. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 15 апреля 1936 года «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств» были установлены функции государственного контроля и функции внутриведомственных контрольных органов.
При министерстве финансов СССР существовало Контрольно ревизионное управление (КРУ), подобные управления имелись и в других министерствах и ведомствах. В СССР министерствами и ведомствами на основе типовой инструкции разрабатывались и согласовывались с Министерством финансов отраслевые инструкции об организации и проведении комплексных ревизий. Таким образом, в СССР достаточно много внимания уделялось развитию осуществляемой контрольно ревизионной деятельности, весьма близкой к отдельным теориям аудита.
Развитие современного аудита в России после начала перестройки можно условно разбить на четыре следующих этапа (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Этапы развития современного аудита в России
Момент начала развития современного аудита в России теснейшим образом связано с переходом экономики на рыночные методы ведения хозяйства. 26 мая 1988 года Верховным Советом СССР был принят Закон «О кооперации в СССР». В соответствии с этим Законом сразу начали появляться экономические субъекты, но при этом возникла проблема, связанная с отсутствием собственно органов налогового контроля, так как формируемые экономические субъекты не были государственной собственностью. Появилась необходимость в создании соответствующих структур, обеспечивающих оказание консультационных услуг, а также осуществление ревизионной деятельности. Значительным шагом в деле становления современного российского аудита можно назвать образование акционерного общества «Инаудит». Необходимость в его создании была обусловлена высокими темпами роста внешнеэкономической активности и созданием большого количества совместных предприятий. 8 сентября 1987 года было принято специальное постановление Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации», в соответствии с которым было образовано акционерное общество «Инаудит» на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР.
Несмотря на формальный статус «Инаудит» как акционерного общества, по своей сути он оставался государственной структурой, в роли его крупнейших акционеров выступало государство в лице глав министерств. Тем не менее, иностранным инвесторам для принятия положительных решений были нужны заключения аудиторских фирм по деятельности совместных предприятий. Так как рыночная ниша аудиторских услуг была в то время практически свободна, усилия западных аудиторских фирм были устремлены на этот рынок. Первой из таких фирм стала широко известная «Эрнст энд Янг». После этого все крупные аудиторские фирмы прошли на рынок аудиторских услуг и с тех пор прочно занимают эти позиции. Уже в начале самого раннего этапа развития аудита в России предпринимались попытки разработать методическое обеспечение. С 1989 года на базе нескольких российских вузов была начата подготовка аудиторов.
Второй этап развития аудита в стране неразрывно связан с процессами экономических преобразований, активным развитием предпринимательства во всех отраслях отечественной экономики. Был активизирован и процесс учреждения аудиторских организаций. Со вступлением в силу законодательных актов, оказавших значительное влияние на развитие предпринимательской деятельности в нашей стране (Законы «О собственности в СССР», «О предприятиях в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), начали возникать разнообразные аудиторские фирмы. Постепенно осуществлялся процесс создания рынка аудиторских услуг, тон которому традиционно задавали представители «большой шестерки». Тогда же начали появляться и общественные организации, призванные объединить бухгалтеров аудиторов, например, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, преобразованная впоследствии в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов. В 1991 году совместно с Конгрессом деловых кругов состоялся Всероссийский съезд аудитов, который собрал 180 представителей отечественных аудиторских фирм. Началом третьего этапа развития аудита в России можно назвать момент, когда как государство, так и аудиторская общественность вместе с заинтересованными пользователями услуг аудита поняли, что такую важную и общественно значимую деятельность необходимо как то регламентировать. Первым вкладом в дело регламентации аудита явилось утверждение Центробанком 6 февраля 1991 года «Положения об аудиторской деятельности в банках». Таким образом, Центробанком раньше министерства финансов была начата работа над методологией и организацией аудита. С тех пор до настоящего времени вопросами регулирования аудиторской деятельности в сфере банковского аудита занимается Центробанк.
Вклад в дело развития российского аудита был внесен и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Распоряжением № 2078 р от 30.11.1993 г. «Об организации обучения и аттестации аудиторов для чековых инвестиционных фондов» были определены организации, обладающие правами проведения обучения, экзаменов и выдачи сертификатов для аудиторов чековых инвестиционных фондов, форму сертификата.
Началом отсчета государственного участия в регулировании аудита в нашей стране стало 22 декабря 1993 года. Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого берет свое начало создание нормативной базы аудита. Данным указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», были введены аттестация аудиторов и лицензирование. 6 мая 1994 года во исполнение Указа № 2263 было принято Постановление правительства Российской Федерации № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации», которое позволило уточнить гарантии независимости аудиторов, регламентировать порядок проведения аттестации аудиторов и порядок выдачи лицензий. Одна из особенностей третьего этапа развития аудита в Российской Федерации сильный государственный контроль. В Министерстве финансов Российской Федерации существует Департамент государственного финансового контроля и аудита. До этого момента имелся Департамент организации аудиторской деятельности, который был сформирован в 1995 году. Еще одной особенностью этого этапа развития отечественного аудита можно назвать отсутствие единого закона, конкретно регламентирующего аудит. По причине отсутствия такого закона, аудиторская деятельность регламентировалась существующим на тот момент законодательством и подзаконными актами.
Четвертый этап в истории развития аудита в нашей стране был ознаменован вступлением в силу Федерального закона от 07.08.2001 года № 119 ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данным Федеральным законом были определены правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
В этом Законе даны четкие понятия аудиторской деятельности, аудиторской организации, аудиторскому заключению, упомянуты также и заведомо ложное аудиторское заключение и последствия, которые оно за собой влечет, описано, кто может называться аудитором, перечислены их права и обязанности. Кроме того, рассмотрены права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит и страхование при его проведении, в тексте закона также прописаны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, предусмотрен порядок проведения аттестации на право проведения аудиторской деятельности, лицензирования аудиторской деятельности; рассмотрена деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.
За последние годы в нашей стране получил распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только частных и государственных собственников, но и всего государства. С развитием аудита, ростом профессионализма аудиторов и накоплением ими опыта работы происходит наращивание консалтинговых услуг не только по налоговым и юридическим вопросам, но и по вопросам, касающимся формированию более эффективных систем управления и хозяйствования.
Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Тем не менее, для дальнейшего развития аудита как в нашей стране, так и во всем мире необходимо укрепление его нормативной базы, сохранение основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утратит свою самостоятельность и превратится в разновидность ведомственного контроля. От степени грамотности и быстроты решения проблем, связанных с аудиторской деятельностью, напрямую зависит состояние экономики в целом.
Заключение
В качестве заключения можно сделать следующие выводы.
Сегодня считается, что история развития аудита современного начинается в Англии. Именно в этой стране в 1844 году появляются первые законодательные документы, которые регулируют аудиторскую деятельность. Первое время аудит заключался в целом из проверки документов, правильности отображения финансовых операций в них. Но с течением времени все больше внимания стало уделяться и внутреннему контролю в компаниях, а также многим иным вопросам.
Небывалое распространение аудиторские услуги получили во время мирового экономического кризиса 1929 1933 годов, когда потребовалось мощное оружие противодействия возникновению «финансовых пузырей». В капиталистических странах резко увеличился спрос на таких независимых экспертов, появились четкие стандарты их деятельности, появились специфические направления образования.
В СССР аудит присутствовал в крайне ограниченной форме и лишь в рамках государственной деятельности по контролю государственных же предприятий, осуществлялся заинтересованными лицами. Правового регулирования не было.
В новой России же первые законодательные основы аудиторской деятельности в западном капиталистическом понимании в том, в котором мы определяем его сейчас, проявились уже в 1991 году, после чего требования стали более строгими и были изданы законы 1996 и 2001 годов. На сегодняшний же день эта деятельность регулируется новым Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 2008 года, внесшим серьезные изменения в структуру рынка аудита.
Сегодня аудиторская деятельность стала вполне привычным и даже необходимым для предпринимателей явлением. Постепенно спектр услуг аудиторов расширяется, а таким образом у предприятий появляется много прекрасных возможностей не только иметь уверенность в достоверности документации, но и получить возможность повысить эффективность бизнеса.
В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены этапы возникновения и развития аудита в мировой практике; исследованы и охарактеризованы основные вехи истории становления аудита в России. Таким образом, были выполнены все поставленные задачи и в результате их выполнения исследована история развития аудита в мире и в нашей стране, в чём и состояла цель курсовой работы.
Глоссарий
Аудит объективная внешняя проверка, основной задачей которой является вынесение решения об истинности и точности выполненных операций, как правило, экономических.
Аудитор лицо, осуществляющее непосредственную проверку состояния финансово хозяйственной деятельности предприятия за определенный период
Аудиторская деятельность предпринимательская деятельность по выполнению независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц)
Государственный контроль контроль, осуществляемый государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти
Добросовестность аудита тщательность, внимательность, оперативность, надлежащее использование своих способностей при оказании аудиторских услуг, усердное и ответственное отношение к работе, но не гарантии безошибочности в аудиторской деятельности
Документальный контроль контроль, предусматривающий использование первичных документов с целью определения степени достоверности и законности выполнения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности
Информационные услуги услуги, оказываемые в области подготовки устных и письменных консультаций по разнообразным вопросам, организации проведения обучения, семинаров, «круглых столов»; информационного обслуживания; издания методических рекомендаций и т.д.
Текущий контроль контроль, осуществляющийся в процессе выполнения хозяйственных операций
Услуги контроля услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом, контроль ведения учета и составления отчетности, контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта
Экспертиза исследование вопроса, требующего специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения
Список использованных источников
Бухгалтерско аудиторский портфель (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора) /Отв. ред. Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин. М.: СОМИНТЭК, 2011
Борисов А.Н. Об аудиторской деятельности: комментарий к Федеральному закону. М.: Дело и Сервис, 2009
Булгакова Л. И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2010
Волковой В. М., Игнатущенко Н. А., Лахова Е. В., Шумков С. И. Аудит акционерных обществ в отраслях промышленности. М.: Издательский дом «Аудитор», 2012
Данилевский Ю.А. Аудит: вопросы и ответы. Бухгалтерский учет, 2010 № 4
Данилевский Ю.А. Особенности проведения аудиторской проверки операций с товарно материальными ценностями. Главбух, 2010 № 1
Данилевский Ю.А. Становление аудита в России // Бухгалтерский учет, 2012 № 2
Дьяконова А. В. Аудиторская практика за рубежом. О профессиональном статусе аудитора в ФРГ. Аудиторские ведомости, 2012 № 4
Камышанов П. И. Аудит: стандарты и практика. М.: Джангар, 2009
Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. М.: ПРИОР, 2012
Кожура Р.В. Аудит: Предпринимательство или юридический процесс (ободной профессиональной привилегии). Аудиторские ведомости, 2011 № 11
Крикунов А. Российский аудит: ключевые вопросы дальнейшего развития. Финансовая газета, 2010 № 4
Мерзликина Е. М. Аудит 3 е изд., перер. и доп. М.: Инфра М, 2009
Скобара В. В. Аудит: методология и организация. М.: Инфра М, 2013
Соколов Я. В. Очерки по истории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2011
Суйц В. П., Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. Руководителю предприятия, финансовому директору, главному бухгалтеру. М.: ИЦ «Анкил», 2012
Усанова Н. Г. История развития аудита. Современные аспекты регионального развития: сборник статей. Выпуск 3. Иркутск: Изд во Иркут. ун та, 2013
Швакин С. В. Инициативный аудит ООО. Изменение судебной практики. Корпоративные споры, 2012 № 3
Энциклопедия общего аудита. Законодательная и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления. В 2 т. //Колл. авторов. М.: Международная школа управления «ИНТЕНСИВ» РАГС, 2013
Дефлиз Ф., Дженик Г., ОРейлли В. «Аудит Монтгомери» / перевод с англ.; под ред. Соколова Я. В. М.: ЮНИТИ, 2010